ЦОДД: 7 методов переразметки

Dec 18, 2018 12:00

Повысить пропускную способность, безопасность, удобство дорог можно многими способами: настроить светофоры, расширить дорогу или построить развязку. Но одним из самых эффективных способов является изменение дорожной разметки. Преимущества этого метода в сравнении с уширением дорог очевидны: это в разы быстрее, на 1-2 порядка дешевле и может быть применено на большинстве дорог даже в стесненных условиях.


По проектам возглавляемого мной отдела оптимизации дорожного движения ЦОДД переразмечены уже сотни улиц и магистралей Москвы, причем 99% изменений прижились. На своем опыте мы выработали методичку, которая постоянно пополняется. Сейчас в копилке 7 типовых методов улучшения дорожной разметки.

1. Увеличение числа полос за счет их сужения
Читатели этого блога знают, что это мой любимый и самый массовый способ улучшения дорожного движения. Широченные полосы по 3,5-6 метров в городах при разрешенной скорости 60 и даже 80 км/ч не нужны нигде. Более того, они даже опасны: внезапно остановившийся в левой полосе автомобиль вынуждает едущих прямо перестраиваться правее, где их совсем не ждут, а боковой габарит шириной со взлетную полосу прямо-таки мотивирует разогнаться до 100-120 км/ч. Подробнее об этом в статье Почему ширину полос можно и нужно уменьшать до 3-3,25 м.



С дополнительной полосой можно сделать массу полезного. Например, отдать ее водителям, ожидающим разрешенный левый поворот или разворот. Если поворота или разворота нет, организовать его.



Если левого поворота нет, а есть интенсивный правый, можно отдать ряд этому направлению.


Если дефицит пропускной способности есть именно в прямом направлении или дальше дорога расширяется, отдать новый ряд едущим прямо.


Если много общественного транспорта и он стоит в пробках, за счет сужения можно ввести выделенную полосу, не уменьшая число полос для всех остальных.


Если с движением все хорошо и есть спрос на парковку, можно создать парковочные места, сохранив старое количество рядов.


Можно сузить полосы в месте сужения дороги, чтобы не уменьшать их количество.

Эффект от такого изменения: перестроений становится меньше и они становятся удобнее; из-за этого снижается аварийность и разброс скоростей по времени суток и участкам; пропускная способность участка растет на 15-50%.

Еще переразметка крайне выгодна городу. Фактически за миллионы рублей в год Москва получает тот же результат, которого добиваются реконструкцией дорог за миллиарды.

Вот три примера из сотен реализованных проектов в Москве.

Каширское шоссе от Пролетарского проспекта до Борисовских прудов в область


Воробьевское шоссе


МКАД от Варшавского шоссе до района Ясенево


2. Новые развороты и левые повороты
В Москве колоссальный дефицит связности и перепробеги. Основная причина - дефицит дорог, но есть и вторая: очень мало левых поворотов, разворотов, сквозных проездов!


Работа светофора


Эта глупость идет из двух заблуждений: "чем меньше направлений, тем лучше" и "если добавим направление, пострадает прямой ход". Чтобы не усугубить транспортную ситуацию и не снизить безопасность, для ожидающих разворота или поворота нужно создать новый ряд-"карман" за счет... правильно, сужения полос. А если перед светофором есть пешеходный переход и транспорт все равно стоит, разворот из этого кармана лишь улучшит ситуацию и снимет нагрузку с соседних!

Вот такой карман для разворота можно сделать перед регулируемыми переходами, где со встречного направления есть хотя бы 9 метров.




А карман для левого поворота можно сделать в нескольких случаях. Например, если проезжая часть, куда поворачивать, находится перед регулируемым переходом.




Если на светофоре можно добавить новую фазу светофора, тогда наличие и расположение перехода не важны








Если разрешен левый поворот во двор или на прилегающую территорию, а новый ряд просто делает его удобнее и безопаснее


Эффект от таких изменений всегда положителен: сокращаются перепробеги, снижается нагрузка на участки дорог и вредные выбросы.

В Москве по инициативе ЦОДД созданы десятки разворотов и левых поворотов только за последние 5 лет, из них 11 штук в 2018 году. А это самый востребованный из созданных разворотов - на Липецкой улице перед Лебедянской.


3. Едущие прямо остаются в своих рядах

Очень часто перед перекрестком предусмотрено широкое место, которое позволяет добавить полос и разделить потоки по разным направлениям. Почему-то проектировщики обожают упереть левый ряд в левый поворот, в результате уширение толком не работает: вместо того чтобы спокойно ехать прямо, водители вынуждены перестраиваться перед перекрестком, а правые полосы при этом полупустые.



В таких случаях необходимо увести едущих прямо разметкой правее. Тогда они спокойно будут ехать прямо, а перестраиваться должны будут лишь те, кому надо налево и направо.



Такую схему движения надо обязательно применять на всех дорогах и улицах, расширяющихся перед перекрестками, если хотя бы 50% потока идет прямо. Внедряя такую разметку, мы уменьшаем количество перестроений и делаем их удобнее. Движение становится равномернее, снижается аварийность.

Ленинский проспект перед ул. Миклухо-Маклая


4. Прикрытие рядов на съездах
Очень часто съезд с одной магистрали на другую не прикрыт островком. Это плохо по двум причинам: медленно и опасно.



Если перед выездом на дорогу имеется востребованный съезд с нее, надо делать так:


Это позволяет увеличить выпуск с нагруженного выезда и снизить количество аварий на съезде.

5. Островки и направляющая разметка на перекрестках
До недавнего времени большинство перекрестков в своей центральной части были размечены по принципу "анархия - мать порядка". Чем шире перекресток, тем хуже: голое море асфальта без каких-либо подсказок водителям, по какой траектории ехать, провоцировало столкновения и толчею. Со временем на большинстве перекрестков все-таки появилась направляющая прерывистая разметка 1.7. Но увы: обычно "сопровождают" ею лишь прямоходные полосы, да и то не всегда.


Так бывает из-за лености или неуверенности проектировщиков: они просто не понимают логику движения на перекрестке и идут по пути наименьшего сопротивления. Мы применяем другую методику: во-первых, закатываем в островки 1.16 проезжую часть, по которой все равно никто не едет, а во-вторых, направляем разметкой левоповоротные полосы!

Можно рисовать "поворотную" разметку 1.7 с внутренней стороны рядов


А можно с внешней стороны


Такое можно и нужно делать на всех перекрестках с левыми поворотами, если хотя бы на одной дороге более 2 полос в сторону перекрестка.

Результат: более предсказуемые траектории, равномерность движения и снижение аварийности. Еще одно применение островков в разметке - годовой "тест-драйв" перед обустройством островков в бортах. Островки в бортах позволяют подтягивать стоп-линии ближе к перекрестку, делать пешеходные переходы короче и удобнее и вообще визуально облагораживают улицу.

Один из примеров грамотной направляющей разметки: проспект Вернадского - Тропаревская улица


6. Уменьшение количества рядов в слишком широких местах
Сейчас скажу страшное для многих автомобилистов: бывают случаи, когда количество полос нужно уменьшать! Разумеется, это не массовое решение, а исключение. Применимо это в случаях, когда множество полос подходит к узкому месту, которое для них безальтернативно, и там сливаются.



Множество полос в таких случаях не помогает, а сильно мешает: бессветофорное слияние из 6 полос в 4 очень медленное, аварийное и к тому же нервное. Включается "эффект обочинного объезжазма". Так что убирая лишние полосы в широком месте, мы не снижаем пропускную способность дороги, которая определена узким местом, а наоборот, повышаем безопасность на съезде и делаем слияние вежливым и цивилизованным.



Результат: устранение эффекта «объезда по обочине», меньше ДТП и разброс скоростей, рост пропускной способности.

В Москве именно такое решение было применено ЦОДД на Ленинградском проспекте перед Тверским путепроводом: на основном ходу вместо 4-х рядов осталось 3, с дублера вместо 3 рядов оставили 2.


Впрочем, поправка: в данном случае мы сделали даже лучше! В широком месте сузили, а в узком - на путепроводе, наоборот, добавили 5-ю полосу в сторону вокзала. Именно в такой комбинации это работает лучше всего.


7. Плавная траектория
Нередко затруднения на ровном месте возникают из-за неудачной геометрии полос. Резкие изломы и изменения траектории вредят равномерности движения, заставляют людей перестраиваться и тормозить.

Исправляя траекторию и увеличивая радиус, мы опять-таки повышаем скорость, равномерность движения, снижаем аварийность. Применяться может где угодно, но особенно актуально на бессветофорных пересечениях с плохой видимостью и дефицитом пропускной способности.


Два отличных проекта с таких решением были реализованы на Кутузовском проспекте. Сначала мы исправили траекторию на выезде на Кутузовский проспект с Большой Дорогомиловской, потом на выезде с ТТК на дублер в сторону центра.

Семь методов оптимизации разметки универсальны. Их можно последовательно применять по всей стране и добиться решения большинства проблем на дорогах. Таким образом, удастся сэкономить десятки миллиардов рублей в год, которые можно потратить на решение тех дорожных проблем, которые иначе решить невозможно.

А какие способы улучшения разметки знаете вы? Рисуйте и присылайте, возьмем на вооружение и подскажем коллегам. Продолжение и дополнение следует.

Если вам понравилась статья, сделайте ее репост-ретвит, добавьте мой блог в друзья или подпишитесь на него в Facebook или Twitter.

переразметка, оптимизация дорожного движения, способы борьбы с пробками, разметка, ЦОДД

Previous post Next post
Up