Светофорные будни ЦОДД (2)

Jun 26, 2018 11:13

Еще несколько эпизодов важной и творческой работы по настройке московских светофоров, постоянно ведущейся московским Центром организации дорожного движения. Начало - Светофорные будни ЦОДД (1).



1. Как светофором и разметкой убрать пробки на федеральной магистрали
Пару лет назад построен и открыт съезд с трассы М-2 «Крым» в микрорайоны Милицейский и Щербинка. Построила его компания «Мираторг», чей магазин открылся как раз на съезде. Благодаря этому был устранен давний «дорожный парадокс», поданный Пробок.нет еще в 2012-м.



Десятки тысяч людей получили возможность не только въезжать со стороны Москвы по М-2 в объезд перегруженного перекрестка с Расторгуевским шоссе, но и выезжать на М-2 в область без перепробегов. Экономия времени достигала 20-30 минут!




Но популярность съезда сыграла злую шутку: очень скоро вечером на федеральной М-2 «Крым» в сторону области начали собираться длинные пробки из желающих въехать в район! Само собой, федеральные дорожники оказались этим сильно недовольны и пригрозили закрыть важный съезд. Префектура ЮЗАО попросила нас помочь убрать пробку с трассы М-2.

Мы изучили причины пробки и оказалось, их три: светофор на перекрестке Брусилова и Маршала Савицкого, ИДНы («лежачие полицейские») и разметка на перекрестке.

На светофоре мы просто добавили новую фазу прямо и налево и сделали ее основной вечером. Это позволило вытянуть сразу 2 направления от М-2, которые до этого ехали только по очереди.

Было


Стало


Второй помехой были «лежачие полицейские» на территории магазина. Они заставляли транспорт снижать скорость на 20 км/ч, что само по себе снижало пропускную способность примерно в 2 раза. По нашей рекомендации Мираторг их убрал, благо пешеходов здесь очень мало.

Третьей проблемой была кривая разметка на перекрестке, начинавшаяся… в бетонных блоках! Тот редкий случай, когда разметка не только не помогала, а прямо-таки сильно мешала водителям и дезориентировала их: при ширине проезда 12,5 метров (этого достаточно для проезда в 4 ряда!) ожидавшие поворота налево постоянно перекрывали движение едущим прямо.


По нашей рекомендации со стороны М-2 сделали 4 ряда по 3 метра: 3 к перекрестку, 1 от перекрестка. Для легкового транспорта более чем достаточно, а грузовому проезд здесь запрещен. Вот такая красота здесь сейчас.


Результат этих недорогих решений превзошел все ожидания: вечерней получасовой пробки на М-2 Крым больше нет, проезд спокойно пропускает всех желающих за 2-3 минуты.

2. Светофорный тюнинг новой магистрали
Москва уже активно строит Южный дублер Кутузовского проспекта. При этом часть магистрали - реконструированная улица Генерала Дорохова от МКАД до Мосфильмовской улицы фактически была открыта в прошлом году. Как результат, уже через несколько дней резко усложнилась дорожная ситуация на перекрестке Мосфильмовской и Минской, Рябиновой и Генерала Дорохова.

Перекресток Мосфильмовской и Минской оказался резко нагружен с западной стороны. Раньше Мосфильмовская была фактически тупиковой, а после открытия эстакады на нее вывели поток с 3-х полос, достигающий в пиковое время 2500 машин в час!


Чтобы решить проблему, пришлось прибегнуть сразу к нескольким светофорным хитростям из нашего арсенала. Прежде всего уменьшили число фаз с 7 до 6 и изменили схему движения по направлениям в фазах. Затем поменяли время фаз в разных программах, в частности сильно добавив время с запада Мосфильмовской утром и немного днем. Наконец, перенастроили координацию этого светофора с соседними.

Было


Стало


Результат: даже в час пик все направления, как правило, проезжают за 1-2 цикла, т.е. тратят на перекресток не больше 3-5 минут. Можно смело сказать, что светофором все возможное на перекрестке вытянули полностью. Следующий этап - изменение дорожной разметки; рассчитываем добавить по 1 полосе с каждой стороны Мосфильмовской. Если это предложение примут, попробует в 2019-м сделать перекресток вообще свободным от пробок.

Не меньше проблем наблюдалось на перекрестке Генерала Дорохова с Рябиновой. Фактически это пересечение Северо-западной хорды и Южного дублера Кутузовского проспекта, да еще находящееся рядом с МКАД. Казалось бы, открытая эстакада должна была решить все проблемы. Но поскольку на перекрестке разрешены вообще направления и к тому же работают пешеходные переходы, фаз вышло много и каждой из них выделяется очень мало времени. Большую часть времени суток перекресток стоял в пробках с 2-3 направлений.

Чтобы решить проблему, пришлось полностью переработать пофазник, увеличить количество фаз с 4 до 5, придумать новые программы с учетом потоков по времени суток, установить 4 правовоповоротные секции, благодаря которым правые повороты теперь возможны в 2-3 фазах вместо одной. И все это практически «вслепую»: перекресток пока не оборудован камерами видеонаблюдения.

Было


Стало


Итог немного ожидаем: хотя легкие заторы иногда бывают, но как правило, перекресток можно пересечь за 1-2 цикла со всех направлений.

3. Придерживание: улучшили левый поворот автобусу и остальным
Не всегда для левого поворота можно поставить стрелку: иногда для этого не хватает полос и не всегда требуется столь жесткое регулирование. Поэтому множество левых поворотов осуществляется без стрелки «на просачивание», когда надо уступить всем встречным, едущим прямо. Если поворот интенсивный и встречных много, повернуть удается не всем и это бывает небезопасно.

Именно такая ситуация долгое время была на перекрестке Кантемировской и Кошкина при движении с западной сторону. Ситуацию усугубляло еще и то, что поворачивать через поток приходилось еще и автобусу!


Решение очень простое: после основной фазы мы ввели короткую дополнительную длиной 4 секунды, когда поток с запада еще идет, а с востока - останавливается. Все накопившиеся за эти секунды теперь успешно и безопасно поворачивают.


4. Новый поворот и светофорный тюнинг в Некрасовке
Много обращений приходило по дорожному движению в московском районе Некрасовка. Самый проблемный, особенно по утрам, перекресток Косинского шоссе с Красковской улицей, но на нем проблемы из-за «раскопок» в связи с метро и в основном утром. А вот на двух светофорах по Покровской улице, с Проектируемым проездом 598 и Рождественской улицей проблемы практически в течение всего дня и со всех сторон перекрестка, кроме северо-западной.

На перекрестке Покровской с Проектируемым проездом 598 мы ввели новую фазу и направление - поворот налево в первый же проезд.


Теперь у едущих есть выбор - повернуть налево в разрыв или развернуться через петлю по-старому. Также повесили правую стрелку со стороны Москвы, благодаря ей поворачивать направо теперь можно в 2-х фазах вместо одной.

Было


Стало


На перекрестке Покровской с Рождественской проблема была в торможении на правых поворотах и в слиянии 2 потоков в 6 полос в одной фазе.



Проблемы удалось решить добавлением одной-единственной фазы, в которой едут все транспортные направления. Все нагруженные правые повороты теперь едут в 2-х фазах из 4-х.

Было


Стало


В общем, светофором на этих двух перекрестках «вытянуто» практически все возможное, в работе проект по переразметке перекрестка со стороны Проектируемого проезда 268 (на будущий год).

5. Новый правый поворот на Мастеркова


Транспортным узлом Ленинской слободы с Мастеркова и Восточной ЦОДД с Пробок.нет уже занимались ранее: здесь за последние 2 года были введены дополнительные полосы к перекрестку и в сторону ТТК, было возвращено двустороннее движение на Мастеркова. Узел отлично раскатался и пришло время ликвидировать последнее ограничение - запрещенный правый поворот с Ленинской Слободы на Мастеркова.

Новое направление отмечено зеленым


Для транзита этот правый поворот не нужен, зато очень пригодится местным жителям, позволяя быстро и удобно подъехать к жилым домам с улицы Мастеркова, не петляя по дворам.

6. Сэкономили минуту троллейбусу
Правый поворот с шоссе Энтузиастов на 1-ю Владимирскую разрешен только общественному транспорту под бело-лунный светофор. До недавнего времени фаза поворота включалась только 1 раз в цикл, остальное время троллейбус занимал правый ряд сам и мешал проехать остальным.

Изменив пофазный разъезд, мы разрешили этот поворот 3 раза в цикл (на схеме новые направления зеленым).


По данным Мосгортранса, одно это экономит каждому троллейбусу примерно 1 минуту. Это тот случай, когда улучшив движение общественному транспорту, мы улучшили проезд всем: остальной транспорт теперь тоже проезжает перекресток куда быстрее, т.к. правый ряд быстро освобождается троллейбусом и может использоваться всеми для проезда прямо в сторону МКАД.

Все эти предложения отдела оптимизации движения - лишь малая часть от вала технических заданий, которые выполняются на светофорах Москвы по заявкам управления светофорного регулирования ЦОДД. Работа эта обычно не видна, но влияет на весь город, день за днем увеличивая скорость проезда и общественного, и личного транспорта.

А какие еще светофоры и почему надо отрегулировать в Москве, по вашему мнению? Присылайте предложения, рассмотрим.

По теме:
- Светофорные будни ЦОДД (1)
Хрупкий пешеходно-светофорный баланс Москвы
ЦОДД: светофорно-русский словарь
Светофорные плюшки для Метрогородка


оптимизация дорожного движения, светофоры, Москва, светофорное регулирование, ЦОДД

Previous post Next post
Up