В жизни
В 2012 году прав «за пьянку» лишились от 70 до 190 тысяч трезвых водителей!
Примерно столько водителей, по данным судов, имели в крови от 0 до 0,3 промилле. (В большинстве стран Европы норма 0,5.)
В законе
Во мнению Яровой, автора законопроекта № 186587-6 (об ужесточении ответственности за пьянство за рулем), пьяный за рулем, лишенный прав, в 6-12 раз более опасен для общества, чем пьяный за рулем, никогда не имевший прав.
Именно такова разница в наказаниях: 200 тыс. рублей против 30 тыс. и 180 суток ареста против 15 суток.
Арифметика насколько странная, что наверное, кому-то покажется голословной и даже провокационной.
Давайте подробнее.
Арифметика в жизни
ГАИ в 2012 году выявила более 850 тысяч пьяных или отказавшихся от освидетельствования водителей. Вот подробная
статистика ГАИ:
- 435 276 человек имели права, прошли освидетельствование, признаны пьяными. Из них 371 654 лишены прав в 2012-м.
- 163 913 человек не имели прав (или лишены прав), прошли освидетельствование, признаны пьяными. Из них 132 007 получили административный арест до 15 суток, а 7865, на которых не может быть наложен арест (беременные, инвалиды, матери несовершеннолетних, силовики), отделались штрафом в 5000 рублей.
- 243 096 человек имели права, от освидетельствования отказались. Из них 210 065 лишены прав в 2012-м.
- 11 218 человек попались в состоянии опьянения повторно. Суд лишил прав 9226 из них - уже на три года.
Оставшиеся дела большей частью перешли на 2013 г. Кстати, в цифрах есть небольшие расхождения - видимо, какие-то из них частично накладываются друг на друга. Но это вопрос технический.
Нам же интересно следующее: в 2012 году прав за «пьяное вождение» было лишено 590 тысяч водителей. Зададимся вопросом, который многие назовут провокационным: а сколько из лишенных были трезвыми? То есть, сколько из них имели содержание алкоголя в крови до 0,2-0,3 промилле?
Почему 0,2-0,3 промилле? А не 0,5 промилле, признаваемые в Венской конвенции и в
большинстве европейских стран? Потому что 0,2 промилле - порог, который признается как ОТСУТСТВИЕ влияния алкоголя на действия водителя ВСЕМИ специалистами. А 0,3 промилле - порог, действовавший до 2010 года у нас.
К сожалению, официальной статистики по содержанию алкоголя в крови у лишенных прав нет.
Или есть, но она засекречена. Поэтому придется ссылаться на те данные, что есть. Итак, откроем статью известного авто-журналиста Юрия Гейко
«Почти секретная информация».
Здесь приведены данные о лишении прав за употребление алкоголя из судов! Получены они по запросу неназываемого депутата Госдумы, и получены с большим трудом. Цитирую:
« - за октябрь 2012 года судами из общего количества лишенных прав наказаны 12% водителей, содержание алкоголя в выдыхаемом воздухе которых оказалось меньше (либо равным) 0,2 промилле;
- за тот же октябрь того же 2012 года за содержание алкоголя от 0,2 до 0,3 промилле судами лишены прав еще 20% от общего количества лишенных."
Итак, имеем 590 тыс. лишенных за год. Примем как данность, что статистика по месяцам 2012 года отличается не сильно. 12% (до 0,2 процента) от 590 тыс. - это 70800 человек! Еще 20% от 590 тыс. человек = еще 118000!
Итого суммарно 188800 человек в год лишаются прав в угоду «абсолютному нулю». До отмены в 2010 году планки в 0,3 промилле эти 32% были бы признаны невиновными и остались с правами! Причем более 70 тысяч из них трезвы по любым, даже самым строгим медицинским нормам.
Добавим, что, по оценке Гейко, из лишившихся "около четверти - профессиональные водители, а это значит, что их семьи лишаются еще и средств к существованию". В пересчете это 35-45 тысяч человек в год.
Конечно, можно с этими данными не согласиться. Что ж, предлагаю сторонникам «абсолютного нуля» во власти обнародовать честную официальную статистику.
Арифметика в законе
В законопроекте № 186587-6, который сейчас на рассмотрении в Госдуме, ответственность за управление авто для пьяных, лишенных права управления и не имеющих права управления, различается разительно. Вот как это прописано там:
- За управление авто лицом в пьяном виде, лишенным права управления, предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 200 тыс. рублей (либо зарплаты осужденного за период до 1 года, либо обязательных работ на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительных работ на срок до 2-х лет, либо арест на срок до 6 месяцев)
- За управление авто лицом в пьяном виде, не имеющим права управления, предусмотрена ответственность в виде ареста на срок до 15 суток, а для лиц, в отношении которых арест не может быть применен - штрафа в размере 30 тыс. рублей.
Оставим за скобкам размер штрафа и срок ареста для пьяных, лишенных прав. Обратим внимание лишь на разницу! Судя по размеру штрафа (200 тыс. против 30 тыс.) пьяный за рулем, лишенный прав, в 6,5 раз более общественно опасен, чем пьяный за рулем, никогда не имевший прав! А судя по предлагаемому сроку ареста (180 суток против 15) - даже в 12 раз (двенадцать) раз более опасен!
Я ни в коей мере не оправдываю пьяного без прав за рулем - он должен отвечать и отвечать сурово, имел ли он права или нет. Но простая логика показывает, что пьяный, никогда не имеющий прав, на дороге ничуть не менее опасен, чем лишенный. А скорее - даже более, поскольку он заведомо не имеет навыков управления!
Чем вызвана такая разница в подходах? Неизвестно. Но что бы ни было причиной, осознанная позиция или безумная спешка с подготовкой, ответственность явно надо выравнивать. Если мы говорим, что лишенный прав, севший за руль пьяным, опасен как «рецидивист», еще можно понять разницу в 1,5-2 раза в наказании в сравнении пьяным, не имеющим прав. Но не в 6-12 раз же!
И тем более это не причина для полной нестыковки в мерах наказания! Для «пьяных лишенцев за рулем» их 5 альтернативных: штраф, зарплата, обязательные работы, принудработы, арест. Для пьяных без прав за рулем - всего одна (арест 15 суток, а штраф 30 тыс. только для тех, к кому арест не может быть применен). Меры в виде зарплаты осужденного, обязательных работ или принудительных работ не перечислены вообще!
Конечно, все сказанное выше вовсе не значит, что надо росчерком поднять ответственность для пьяных за рулем, не имеющих прав, до уровня «лишенцев». Надо искать некую золотую середину. Очевидно, например, что штраф 200 тыс. - это не российский и даже не московский, а «рублевско-новорижский» уровень. Но нельзя же равнять всю страну по «золотому миллиону» самых богатых!
Важно не забыть еще один нюанс. «Не имеющими» прав управления могут считаться как забывшие права дома, так и никогда их не получавшие. Если уж авторы законопроекта хотят разграничить ответственность в зависимости от «водительского статуса», очевидно, что ответственность и тут должна быть разной: пьяный за рулем, не имевший прав, при прочих равных более опасен, чем пьяный за рулем, забывший их дома. У первого навыков нет, у второго все же есть.
Если же законопроект будет принят в нынешней формулировке, он будет иметь следующее последствие:
- Сотни тысяч невиновных будут ежегодно лишаться прав, садиться в тюрьму, платить космические штрафы и космические взятки
- А любители выпить за рулем просто перестанут получать и продлевать права! В этом случае ответственность лишь 15 суток ареста - сущие пустяки в сравнении с ответственностью для «пьяных лишенцев»
Повысит ли это все это безопасность? Ответ очевиден.
Probok.net категорически против пьянства за рулем. Пить алкоголь перед поездкой нельзя совсем и нисколько.
А пьяный за рулем заслуживает очень строгого наказания. Но повышая ответственность за это, сначала просто необходимо вернуть норму промилле. Иного метода отделить пьяных от трезвых, и защитить трезвых от наказания просто нет! Именно поэтому: