Развязываем светофором ТТК и Ленинградский проспект!

Jun 16, 2016 11:11

Можно ли светофором уменьшить пробку на пересечении двух бессветофорных магистралей? Именно с этой целью ЦОДД поставил и вчера включил светофор на развязке Третьего транспортного кольца и Ленинградского проспекта в сторону области.


В чем проблема?
Давняя беда развязки - стоят оба съезда с ТТК на Ленинградский проспект. И с внешней, и с внутренней стороны. И не только вечером, а еще и днем. Причина банальная - пересечение двух потоков, болезнь многих развязок «клеверного» типа.


Почему решили, что светофор сработает?
Казалось бы, ошибку проектировщиков можно исправить лишь реконструкцией развязки за очередные миллиарды рублей. Однако есть варианты локального решения проблемы - еще в Пробок.нет таких вариантов промоделировали 5 штук. Оказалось, для уменьшения пробок на скоростной магистрали… достаточно изменить дорожную разметку и установить светофор. В результате пропускная способность каждого из 2-х съездов с ТТК растет на 440 автомобилей в час. Результаты моделирования были проверены и подтверждены в ЦОДД.


Схема оптимального варианта (Пробок.нет)



Проект организации движения (ЦОДД)



Пофазный разъезд и режим работы светофора


За счет чего светофор должен дать такой эффект?
За счет изменения скорости и количества рядов. Раньше оба выезда с ТТК были второстепенными и неприкрытыми, поток в каждом из них шел в 2 полосы и на очень медленной скорости. Теперь выезд с внешней стороны ТТК, хотя и идет в 2 полосы, но прикрыт островком безопасности. А выезд с внутренней стороны ТТК хоть и едет под светофор, зато без помех со стороны дублера и в 3 полосы вместо прежних 2-х.

Кто внедрял новую схему?
Сначала ГБУ “Автомобильные дороги” нанесло разметку по проекту оранжевой краской. Потом коллеги из управления эксплуатации ЦОДД расставили все знаки и светофоры по временной схеме. В 10 утра 15 июня светофор включили.


Что показал первый день работы светофора?
1. Пропала пробка на съезде с внешней стороны ТТК в область. Прикрытие островком безопасности отлично сработало.




2. Выезд с внутренней стороны ТТК тоже стал быстрее. Уже в первый день в час с этого направления выезжало не 1400 машин, как раньше, а 1500! А сегодня интенсивность возросла уже до 1600-1700 авто в чем. Что не менее важно, съезд стал безопаснее: теперь выезжающим с ТТК не надо просачиваться через поток на дублере.





3. Движение по дублеру немного замедлилось, прежде всего днем и вечером. Впрочем, речь идет о потере нескольких минут. К тому же пока по дублеру по привычке объезжают основной ход Ленинградского проспекта, со временем этот поток уйдет с дублера и нагрузка на него снизится.



Почему вчера были такие пробки в этом узле?
Причин сразу несколько.
- Главная - водители еще не привыкли к новой схеме. В частности, очень мало пользуются левым рядом при выезде на дублер. В результате выезд на дублер не в 3 ряда, как по знакам и разметке, а в 2. То есть основное преимущество новой схемы пока недоиспользовано. Эта "робость" особенно удивительна, учитывая, что с Третьего кольца на выезд многие как раз любят поворачивать с нарушением - в три полосы вместо двух.
- По дублеру до сих пор многие объезжали основной ход Ленинградского проспекта в прямом направлении. Людям нужно время, чтобы поменять привычку и начать ездить по основной проезжей части Ленинградского проспекта.
- Вчера утром еще до включения светофора на выезде с ТТК "встал" КАМАЗ, в результате на момент включения светофора образовался затор до Сити, а ликвидация затора на перегруженном направлении - значительно более долгое дело.
- Вчера днем и вечером из-за ДТП и строительных работ ("Моя улица", замена бордюров) стояли все кольцевые магистрали (Садовое, Бульварное), а также центр города. Нагрузка на ТТК из-за этого резко выросла.

Все эти проблемы временные. "Раскатка" новой схемы движения всегда занимает некоторое время, обычно 2-3 недели. Тогда и можно будет делать серьезные выводы.

Надо еще учитывать, что значительную часть времени вчера вечером ТТК-внутреннее стояло не из-за съезда, а из-за пробки на ТТК дальше. Такая проблема бывает и утром. Обратите внимание на схему: внутреннее ТТК стоит до проспекта Мира, а не до Ленинградского проспекта, и такая ситуация здесь не редкость.


Что вы делаете для решения проблем и скорейшей раскатки?
Мы в Ситуационном центре ЦОДД ведем непрерывный мониторинг узла со вчерашнего дня. Уже вчера внедрено 5 программ работы. Если судить по сегодняшнему дню, 3 из них (с 23-00 до 06-00, с 06-00 до 8-00, с 8-00 с 10-00) работают очень хорошо. По остальным мониторим, при необходимости будем вносить коррективы в режим работы.

Еще на неделе ГБУ "Автомобильные дороги" планирует донанести часть разметки на участках, прилегающих к узлу. Это в том числе позволит улучшить наполняемость левой полосы при выезде с внутренней стороны ТТК на дублер.

Готовы рассматривать и изменения в схему организации движения. Например, можно обсудить проезд по дублеру не в 3, а в 4 полосы, 2 прямо и 2 правее на ТТК-внешнее.

Что будете делать, если несмотря на все усилия пробки в час пик останутся или увеличатся?
Как запасной вариант, в периоды максимальной интенсивности движения можно рассмотреть введение третьей фазы, допускающий проезд с обеих направлений. В конце концов, именно так узел работал несколько дней, когда разметку уже нанесли, а светофор еще не включили. Например, если в итоге 18 часов из 24 все будет работать отлично при раздельном светофорном регулировании, на этот интервал оставим светофор в 2-х фазах, тем самам повысив безопасность, увеличив выпуск с ТТК и пр. А на остальные интервалы 6 часов можно ввести "саморегулирование", которое здесь и было раньше. Но это крайний случай: проблему с аварийностью узла все равно необходимо решать.

Надеюсь, за 2-3 недели новая схема раскатается в целом, а на 1-2 месяца - раскатается окончательно, и можно будет подводить итоги. Если практика подтвердит теорию, светофор спроектируют и построят уже на постоянной основе, а разметку сделают термопластиковой. Это будет фактически первый случай в Москве, когда при помощи светофора решается проблема заторов на бессветофорной магистрали, да еще такой важной, как Третье транспортное кольцо.

PS. За идею светофора на этом пересечении спасибо пробокнетовцу Михаилу Демину и одному из форумчан с Роадс.ру flot. За проектное решение с 3-мя рядами и моделирование - сотруднику Пробок.нет Юрию Почивалову.

По теме:
-          Ленинградский проспект: исправим ошибку прошлого
-          Как развязать узел 3ТК и Ленинградки: решения и моделирование

Если вам понравилась статья, добавьте мой блог в друзья или подпишитесь на него в Facebook или Twitter.

оптимизация дорожного движения, Ленинградский проспект, светофорное регулирование, ТТК

Previous post Next post
Up