Если вы слышали новомодный термин «краудфандинг» - загляните под кат, расскажем, что это такое. Если вы прекрасно все знаете и планируете запустить собственный проект - загляните под кат, дадим советы, как все сделать правильно.
Что такое краудфандинг и зачем он нужен?
Краудфандинг - дословно это «народное финансирование». Название - уже устоявшийся англицизм, образовано от словосочетания сrowd - «толпа», funding - «финансирование». Представляет собой коллективное сотрудничество людей («бекеров»), которые добровольно спонсируют проект других людей или организаций.
Сбор средств может служить для различных целей - помощь пострадавшим от стихийных бедствий, финансирование стартап-компаний и малого бизнеса, воплощение творческих проектов, издание книг или настольных игр.
Изначально должна быть заявлена цель, определена необходимая денежная сумма, составлена подробная смета всех расходов, а информация по ходу сбора средств должна быть открыта для всех.
Краудфандинг очень и очень полезен - с его помощью увидели свет многие смелые проекты, обделенные вниманием опасливых издателей-толстосумов. Про успешные российские проекты на западных площадках можно почитать вот
здесь. А про интересные проекты настольных игр -
здесь.
Основные площадки краудфандинга:
Кикстартер - основная американская площадка и главный популяризатор краудфандинга.
Индигого - основная европейская площадка.
Стим Гринлайт - главная площадка для продвижения инди-видеоигр.
Бумстартер и
Планета.ру - главные российские площадки.
О краудфандинге:
Краудкульт - познавательный сайт с лекциями.
crowdfunding-ru - сообщество в ЖЖ, посвященное краудфандингу.
Зарубежный и отечественный краудфандинг, как выбрать?
При подготовке запуска кампании самое важное это:
а) Экономическая модель. Нужно уметь хорошо считать. Тираж стоит заложить с запасом, в расчете еще и на реализацию через специализированные (настольные) магазины.
б) Общение со СМИ, чтоб они привели вам аудиторию.
в) Общение с «бекерами», чтобы они вас поддержали.
г) Логистика доставки.
Если вы запускаете кампанию в России, то знайте, что:
- Нужно приводить свою аудиторию со стороны, не рассчитывайте на постоянных посетителей сайта.
- Четко объяснять, зачем нужны деньги.
- Не бояться критики (а ее от российской аудитории будет много).
Если вы запускаете проект на заграничной площадке, то знайте, что:
- Вам понадобится человек с гражданством той страны.
- Принято делать доставку бесплатной, вшивая её в цену.
- Хорошо поможет кросс-реклама (рекомендация) в другом успешном проекте на той же площадке.
Подробнее о запуске кампании на Кикстартере расскажет Иван Карманов, эксперт «Мира Хобби»:
http://crowdfunding-ru.livejournal.com/7838.html И в статье
РАЗЛИЧИЯ В ПРОДВИЖЕНИИ КРАУД-ПРОЕКТА В РОССИИ И ЗА ЕЕ ПРЕДЕЛАМИ.
15 советов о том, как провести свою кампанию правильно
НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ
Детальный план
1) Подробно расписать свою кампанию по всем подробностям - даты обновлений, площадки для дополнительной рекламы.
Шпаргалка и еще
одна.
2) Знать типы «бекеров» и учесть это в системе наград, чтоб привлечь их всех. Отличная классификация пользователей от Анти Данилевского
здесь.
3) Не надо много дорогих вознаграждений, надо много дешевых. Вознаграждения должны идти с небольшим шагом.
4) У платежных систем есть подводные грабли. Изучите их. Например чтобы через PayPal получать деньги для физ.лица - нужно заключать отдельное соглашение.
5) Нанять отдельного человека, который будет делать опросы и приглашения во вконтакте. На примере
этой кампании вы заплатите человеку на фуллтайме за 1 месяц 30 тысяч, а он принесет вам аудиторию на 90 тысяч рублей.
6) Платной рекламы у рекламных агентств делать не надо. Это неэффективно. Покупка баннеров - тоже. Надо напрямую работать с аудиторией.
7) Будьте честны до конца. Если будете кривить душой - это скорее всего распознают. Подорванное доверие может подорвать и вашу кампанию. Есть сложности - не стесняйтесь говорить о них честно. Успешное решение проблем, возникших в процессе кампании даст вам дополнительные очки в глазах аудитории.
Красивое оформление
8) Весь проект надо делать стильно - одна гамма картинок, качественный ролик, единый визуальный ряд (например футболки у ведущих).
9) Подготовить хороший промо-ролик на ютубе. Хороший ролик с обращением - это очень важно.
10) Нужно родумать фишку вашего проекта. Такую, которая могла бы стать инфоповодом. Например, когда Иван Хафизов собирает 1.000.000 рублей на фотографии наличников
http://nalichniki.com/ - это удивляет и об этом хочется рассказать.
Инструкции для пользователей
11) Заменить логотип своего сайта на логотип с подписью "Поддержи наш проект (ссылка)".
12) Обязательно надо разместить на своей стороне наиподробнейшие инструкции о том, как перевести деньги через платежные системы на ваш проект. Технические сложности отбивают часть аудитории.
ВО ВРЕМЯ КАМПАНИИ
13) Не надо размещать весь пиар-материал сразу, приберегите для постоянных обновлений в течение кампании. Помогают публикации на популярных сайтах типа adme, яплакал, пикабу.
14) Лучшее время для запуска и крупных апдейтов - вечер воскресенья, понедельник и вторник. Кроме того, наибольшую активность надо проявлять в дни зарплаты.
15) Нужно постоянно работать с аудиторией, общаться с каждым, молниеносно отвечать на все вопросы. Будьте очень терпеливы в общении с аудиторией. Это очень важно. Категорически нельзя отвечать в духе "читайте об этом в FAQ".
Все рекомендации составлены на основе докладов участников конференции
СrowdСult, которую я посетил в декабре. Спасибо организаторам!
А вам, дорогие читатели - больше успешных проектов!