Я, Екклесиаст, был царем над Израилем в Иерусалиме; и предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем. (книга Екклеcиаста)
.
Теория. Прошлое.
Часть 1.
Основатель ваххабизма родился в Аравии, в Аяйне в 1703/04 г. в семье богослова. Отец будущего реформатора ислама - Абд аль-Ваххаб ибн Сулейман, был мусульманским судьей (кади) и первым преподавателем науки джихада для своего отпрыска. Его брат Сулейман ибн Абд аль-Ваххаб рассказывал летописцу Ибн Ганнаму, что ещё в детстве будущий ортодокс от ислама проявил большие способности и выучил Коран, не достигнув десяти лет. Позже когда мальчик познакомился с толкованием Корана (тафсиром) и преданиями о жизни пророка (хадисами) и ему исполнилось 12 лет, заботливый папа решил, что сынок уже достиг зрелости, и женил его.
После женитьбы будущий проповедник с разрешения отца совершает паломничество в Мекку, два года проводит в Медине, где его учителем был некий Абдаллах ибн Ибрагим ибн Саиф, один из знатных людей оазиса Эль - Маджмаа в Судайреи и возвращается домой. Далее он много путешествует по “соседним странам”, несколько раз появляется в Хиджазе и Басре, затем живёт в Эль Хасе у богослова Абдаллаха ибн Абд аль-Латыфа, после чего намеревается совершить путешествие в Сирию, но из-за нехватки денег направляется в Хураймалу, оазис в Неджде.
По свидетельству арабских летописцев, Мухаммед провел в этом оазисе несколько лет, и именно в этот период им была написана “Книга единобожия”. “Дело шейха, - писал Ибн Ганнам, - прославилось по всему Ариду - в Аяйне, Эд-Диръии, Манфухе... Люди разделились на его врагов и друзей...” Хураймала в то время была поделена между двумя подразделениями одного племени, возможно, независимыми друг от друга. Проповеди Мухаммеда вызвали недовольство части жителей оазиса. “В Хураймале жили абды. Они были известны своим развратом. Ибн Абд аль-Ваххаб захотел обратить их в истинную религию. И решили тогда абды убить шейха”, - пишет Ибн Бишр. Однако он спасся, уехав на родину в Аяйну, и вскоре его учение - учение возвращения к началу ислама - корану и сунне - стало могущественным движением.
Переехав в Аяйну Ибн Абд аль-Ваххаб поспешил завоевать расположение местного эмира - Османа Ибн Хамада Ибн Муамара. “Я хочу, чтобы ты занялся распространением “Нет божества, кроме аллаха” (т.е. единобожия) и завладел Недждом и его бедуинами”, - сказал ему проповедник. Это предложение весьма и весьма устраивало эмира. Вскоре семейства Ибн Абд аль-Ваххаба и правителя Аяйны породнились и (для практического очищения веры) принялись уничтожать местные святилища. Ибн Абд аль-Ваххаб собственноручно срубил дерево, которое в той местности почиталось священным, и ( до кучи ) разгромил могилу одного из сподвижников «пророка» Мухаммеда (сахаба) - Зайда ибн аль-Хаттаба, захороненного в местечке Эль-Джубайле. Жители оазиса хотели было уговорить ибн Абд аль-Ваххаба не осквернять могилы и не разрушать памятника , но за проповедником шел эмир Осман - собственной персоной в сопровождении шестисот воинов - и дискуссия не состоялась.
После этого в оазисе произошел случай, который закрепил за Ибн Абд аль-Ваххабом славу ревнителя нравственности: в Аяйне была женщина, которая совершила “прелюбодеяние” (супружеская это была измена или добрачная связь - неизвестно), и проповедник приказал забить ее камнями. По свидетельству Ибн Ганнама: “Вышли правитель Осман и группа из мусульман и били ее камнями, пока она не умерла. И первый камень бросил упомянутый Осман, а Ибн Абд аль-Ваххаб приказал омыть ее, завернуть в саван и прочитать молитву”. Естественно, весть о торжестве обновлённой исламской добродетели разнеслась по окрестностям, радуя всех истинных мусульман, а в ужас приводя исключительно тех, кто (по мнению Ибн Ганнама), уклонился в многобожие.
Также сообщение об этом убийстве дошло до правителя Эль-Хасы - Эль-Хумайди. Аяйна находилась от него в какой-то зависимости. Во всяком случае через порты Эль-Хасы шла часть ее торговли. Кроме того, в Эль-Хасе у эмира Аяны были пальмовые рощи и другая собственность, с которых он получал доходы. Сулейман аль-Хумайди приказал Осману убить Ибн Абд аль-Ваххаба , а в случае отказа грозил отрезать снабжение продовольствием и одеждой, лишить доходов и прочее в том же духе, но эмир Аяйны не решился или, быть может, не захотел расправиться со ставшим уже очень влиятельным идеологом «религии мира и добра» и попросту выслал его. Не исключено, что Осман ибн Муамар надеялся переждать некоторое время, а затем вернуть неистового борца за чистоту ислама, но Ибн Абд аль-Ваххаб обосновавшись в Эд-Диръии в 1744/45 г., уже навсегда связал свою жизнь с Мухаммедом ибн Саудом.
К приезду одного Мухаммеда - Ибн Абд аль-Ваххаба, другой Мухаммед - ибн Сауд (основатель и ныне правящей династии Саудитов), имевший честолюбивые военные планы, уже был наслышан о проповеди срочной необходимости войны за повсеместную покорность аллаху - и по достоинству оценил перспективы припадания к ничем не замутнённым истокам « веры » в Бога.
Желания ортодоксального мусульманина, заинтересованного в военной поддержке, дабы утвердить ислам на Востоке и устроить «великий поход на Запад», и эмира, нуждающегося в легимитизации грабительских набегов на соседей, совпали и союз был заключен. Ибн Сауд потребовал, чтобы идеолог «чистого ислама» не уезжал из Эд-Диръии, и попытался выторговать свободу рук в вопросе экономического давления на своих подданных. “У меня на жителей Эд-Диръии налог, взимаемый во время плодоношения, я боюсь, что ты мне скажешь: “Не бери его”, - сказал эмир. Ибн Абд аль-Ваххаб согласился без возражений с первым условием, а второе отверг, пообещав Ибн Сауду, что его добыча в набегах и в священной войне (джихад) будет гораздо больше этого налога.
Надо сказать, что проповедник оказался прав: пятая часть добычи, выделяемая Мухаммеду ибн Сауду его воинами ( всё - в точности по сунне «пророка» Мухаммеда!) с избытком покрыла убытки, последовавшие из-за уменьшения налогообложения. Так началось то, что сейчас принято (несправедливо, на мой взгляд) называть ваххабизмом. Несправедливо потому, что “ваххабизм” - название как минимум - неточное. Оно было дано движению очищения ислама идеологическими противниками Ибн Абд аль-Ваххаба и прочно устоялось в востоковедческой литературе, но совершенно не соответствует реальности: сами себя последователи Ибн Абд аль-Ваххаба именовали “единобожниками” или просто “мусульманами”, а вот - “ваххабитами” - никогда, ибо - опять же уклонение от единобожия.