10 мифов современной жизни

Jul 11, 2013 13:17



Вот несколько типичных фраз, которые я систематически слышу у себя в кабинете: «Он меня довел до такой жизни, что я все время нахожусь в стрессе!», «Если бы она хоть капельку меня понимала, неужели я был бы в таком стрессе?», «Я все время в стрессе! У соседа почти всегда играет громкая музыка. Невозможно ни сосредоточиться, ни заснуть!», «Как можно не пить, добиться успехов в жизни, быть хорошим, не болеть, когда у меня такие дети?», «Вот если бы у меня не было такой тещи, то я бы не пил». Кто еще виноват, что я в стрессе? Муж, жена, теща, свекровь, дети, начальники, подчиненные, сослуживцы, учителя, ученики, врачи, больные, плохое воспитание в детстве, плохая работа транспорта, невозможные социальные условия, инфляционные процессы, предательство друзей, мороз, жара, амброзия...

И мы не осознаем, что в омут болезней, несчастий, жизненных катастроф, тюрьму и могилу ведут нас легенды и мифы современной жизни.Их мы принимаем как руководство к действию, а они направляют нас по тому пути, который ведет в пропасть или прозрачный тупик, откуда видна счастливая жизнь. Даже дойдя до пропасти, мы не сворачиваем с этого пути и падаем в нее, а зайдя в тупик, продолжаем как мухи биться о стекло, хотя истинный путь где-то рядом. Нужно просто его поискать. Я живу на 14-м этаже. Самый короткий путь в светлый мир - через окно. Если я пойду этим путем, то испытаю незабываемое чувство полета, но только потом никому из друзей не смогу о нем рассказать. Или расскажу через много лет, тогда, когда и они уйдут в мир иной, если, конечно, попадут в ад. И я ищу правильные пути, которые, как правило, обходные. Это Закон: любые прямые действия дают прямо противоположный результат. Дерево затеняет садовый участок. Я спилил его. Сразу стало светло, но через год или два, если я не удалил корни, оно стало еще более ветвистым. У человека болит голова. Я назначил обезболивающее средство. На какое-то время боли прекратились. Но опухоль, которая была причиной головной боли, в это время продолжала расти.

Я стараюсь вскрыть мифы, эти неосознаваемые источники стресса, которые стали правилами жизни для моих пациентов, помочь им избавиться от них, выздороветь и стать счастливыми людьми. Первому мифу о том, что человек должен жить для кого-то, я посвятил статьи « Хорошо ли живется Кащею Бессмертному», «Личный интерес и интерес дела» и книгу «Я: алгоритм удачи». В этих работах я пытался доказать, что человек живущий для других, только потому жив, что он еще живет и для себя, а если бы он жил только для себя, то от этого другим было бы еще больше пользы.

В этой статье я хочу дать краткий обзор тем мифам, которые часто встречаются в клинической практике и которые сопровождают нас всю жизнь, от момента рождения до смерти. Они делают нас несчастными, а потом мы, стараясь, чтобы и наши дети жили в соответствии с этими мифами, делаем несчастными своих детей. Сливаясь в единое целое с верными представлениями, количество мифов постоянно увеличивается.

Миф 1. Невроз беременных.

Ситуация: женщина до беременности была ласковой и покладистой. Во время беременности стала раздражительной. Свекровь говорит, что она теперь показала свое истинное лицо. Сын уже никуда не денется. Несложный анализ позволил выявить, что у нее сформировался характер Золушки.

Она была вне себя от счастья, что вышла замуж за своего Принца. В благодарность матери за то, что она воспитала такого чудесного сына, она добровольно взвалила на себя всю домашнюю работу, надеясь, что это будет оценено, и в конце концов ее избавят от лишней работы (еще один миф). Получилось совсем наоборот. Члены семьи вообще прекратили делать ту работу, которую делали раньше.

Закончился медовый месяц, начались трудовые будни. Справляться с возросшими обязанностями становилось все труднее. В душе она, роптала, но продолжала терпеть. Когда же она забеременела, чему была очень рада, то иногда она стала вспыхивать по любому поводу. Обратились к врачу. Он поставил диагноз: невроз беременности и сказал, что все пройдет после родов. Самое интересное, что никто из близких и она сама не осознавали, что причиной тому был ее характер. Потом у нее было еще много неприятностей. Более подробно о ее судьбе я рассказал в книге «Если хочешь быть счастливым» в главе « Психологический вампиризм. Золушка».

Миф 2. Ребенок до рождения, находясь в утробе матери не подвержен психическим травмам, живет как в раю, и воспитывать его еще не надо.

Слава Богу, этот миф уже начинает развеиваться. С.Грофф, известный современный психотерапевт, утверждает, что именно психотравмы, которые наносятся ребенку во время внутриутробного развития, приводят к таким болезням, как алкоголизм, наркомания, шизофрения и маниакально-депрессивный психоз. Им предложен и метод лечения, направленный на ликвидацию этой внутриутробной травмы. Не со всеми теоретическими положениями С.Гроффа я согласен, но подход его перспективный, и методики в ряде случаев весьма эффективны. Здесь не место давать конкретные рекомендации по воспитанию ребенка на внутриутробной стадии развития, но я готовлю книгу по воспитанию и перевоспитанию детей, где эти вопросы будут обсуждаться.

Миф 3. Болезненные дети.

Бич всего процесса воспитания. Действительно, дети часто болеют. Но давайте подумаем: почему? Достаточно ли мы уделяем им внимания и любви, даем ли им возможность жить так, как им хочется? Как им добиться своего? Есть несколько способов. Но у маленького ребенка только один - заболеть. Тогда он получает внимание и любовь родителей, все блага, как материальные, так и духовные, и сразу становится в центре внимания.

Но как он только выздоравливает, то сразу внимания и любви получает гораздо меньше. Когда ребенок перестает болеть? Как мы говорим, «перерастает»? В 13-14 лет внимание и любовь родителей становятся ненужными. А в той среде, где они хотят получить внимание и любовь, при помощи болезни их не получишь. Вот они и перестают болеть. Я предлагаю уделять внимание детям не тогда, когда они болеют, а тогда, когда они здоровы. Кстати, на это, в конечном итоге, уйдет меньше времени и средств, чем тогда, когда они уже заболели.

Вот некоторые рекомендации.
Уделять внимание надо в той форме, в какой хочется детям, а не в той, какую мы считаем нужной и полезной. А чего им хочется. Да того же, что и нам: чтобы нас признавали как личность, чтобы с нами считались, чтобы общение основывалось на принципах психологического равноправия, чтобы мы делали то, что хотим, а не то, что нам навязывают. Общаться с детьми нужно глаза-в-глаза. Т.е. поднять их на руки, или опуститься к ним. Следует научиться искусству управления, а не администрировать. Это значит поступать так, чтобы ребенок выполнял ваше желание, а считал бы, что выполняет свое. Так сейчас вы читаете эту статью и выполняете свое желание и не замечаете и даже не возражаете, когда я говорю, что вы выполняете мою волю. Но в каком случае вы дочитаете статью до конца? Только в том, если она вам интересна. Добейтесь, чтобы дети с интересом и желанием делали то, что с вашей точки зрения они должны делать. Ведь когда человеку интересно в кровь выбрасываются морфиноподобные вещества, которые обладают мощным оздоровительным действием. Познакомьтесь с хорошими книгами по управлению. В книге «Если хочешь быть счастливым» этой теме посвящена целая глава. Регулярно переиздается моя книга «Командовать или подчиняться».

Миф 4. Непослушные дети.

Абсолютно не соответствует действительности. Дети предельно точно выполняют наши инструкции. Только мы часто сами не осознаем, какую инструкцию мы им даем. Родители говорят детям: «Тебе еще рано(пить, купить, грубить, путаться с девочками...)». Истинный смысл этой фразы таков: «Придет время и ты должен будешь (пить, курить, грубить, путаться с девочками...)» и они пытаются это делать в 10, 12, 15 лет, пока, наконец, не настанет то время. А время наступает тогда, когда мы с ними уже не можем справиться, когда они обретают самостоятельность. Мы часто запрещаем, не осознавая, что именно «запретный плод слаще». Один из моих учеников, когда хочет, чтобы его дети прочли ту или иную книгу, запрещает им это делать.

У многих детей единственный способ обратить внимание на себя - это совершить недостойный поступок. Кстати, многие плохо учатся только для того, чтобы на них обращали внимание. Я в своей педагогической практике двоечникам внимания не уделяю, ставлю им тройки или, если они просят, даже четверки и вожусь только с отличниками. Поскольку со мной интересно, через некоторое время и так называемые «двоечники» начинают хорошо учиться.

Миф 5. В первом классе необходимо ребенку уделить максимум внимания хотя бы в первой четверти.

Подверженные этому мифу учителя убеждают родителей, что первые месяцы крайне важны для всего школьного обучения. То, что будет упущено в это время, потом не наверстаешь, и вся учеба пойдет кувырком. И мамы берут отпуск с первого сентября и сидят рядом с детьми, когда те выполняют домашние задания, приходя в ужас от корявых палочек. Убеждают себя и своих отпрысков, что у тех «не оттуда руки растут»,что если дальше так пойдет, то они «станут дворниками». Учеба превращается в кромешный ад для всей семьи. На следующий день примерно то же говорят учителя. Ребенок начинает бояться школы, а потом ненавидеть ее, или у него развивается невроз. Я понимаю, что не отговорю ретивых родителей не вести себя подобным образом. Но если уж сидеть над душой ребенка, то лучше не реагировать на корявые палочки. Рано или поздно наконец появится красивая палочка или красивый крючочек. Вот тогда ребенка следует похвалить. Те, кто пользовались этим приемом, отмечают его эффективность. Через некоторое время можно предложить, чтобы ребенок сам оценил, как он написал ту или иную букву. Если он даст чрезмерную оценку, нужно показать ему более красивую букву, написанную им же, но несколько раньше. Один мудрец советовал вообще не ругать и наказывать своих детей, а если есть в этом необходимость, то нанять для этого другого. Подумайте!

Миф 6. Если ребенок 5-6 лет играет со своими половыми органами, то у него разовьется онанизм.

Родители, зараженные этим мифом, буквально терроризируют и преследуют своих детей за этот «грех». Естественно, запретный плод слаще. Дети начинают это делать украдкой, что в конечном итоге и может привести к онанизму. К сожалению, многие родители не знают, что внимание к половым органам в этом возрасте является нормой, и пройдет само по себе.

Миф 7. Пубертатный криз.


Этим термином в медицине обозначаются некоторые психологические отклонения и нарушения в поведении подростков в возрасте 12-16 лет. В учебнике детской психиатрии В.В.Ковалева выделяются две фазы: негативная (12-14 лет) и позитивная (15-16 лет).
В первой фазе отмечается эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость и несдержанность, колебания настроения, импульсивность, черты демонстративности и рисовки в поведении. Очень характерны контрастные, противоречивые личностные проявления: сочетание повышенной чувствительности и ранимости по отношению к себе с холодностью, отсутствием чувства сострадания к другим, прежде всего к близким; сочетание упрямства, особенно «духа противоречия», негативизма с повышенной внушаемостью, слепым подражанием формам поведения, манерам и высказываниям случайных «авторитетов» и «предметов обожания» (киноартистов, чемпионов в том или ином виде спорта, эстрадных певцов и т.д.); сочетание застенчивости и робости в незнакомом обществе с показной развязностью и грубостью с родными в присутствии друзей. Подобная противоречивость личностных проявлений, считает В.В.Ковалев, свидетельствует об отсутствии стабильности личности, о несформированности взаимоотношения отдельных компонентов. Подросткам в этой стадии также свойственны такие характерологические реакции, как реакции активного и пассивного протеста (вспышки грубости, непослушание, уходы из дома и т.п.). Вариантом реакций протеста против опеки может считаться оппозиционное, иногда недоброжелательное отношение к родителям.

Вторая - позитивная фаза пубертатного периода отличается постепенной гармонизацией личности подростка. Гармонизация личности проявляется в постепенном уравновешивании эмоционально-волевой сферы, сглаживании эмоциональной неустойчивости, возбудимости, импульсивности, уменьшении контрастности и противоречивости эмоционально-волевых реакций. Теперь уже юноша осознает свое место в обществе, появляются определенные цели в жизни. Ну в общем, все становится хорошо. А если хорошо не стало, то значит, заболел.

Хочется не согласиться с такой трактовкой.

В психологии описан «треугольник судьбы» (Преследователь - Избавитель - Жертва). При неправильном родительском воспитании (стиль избавителя или стиль преследователя) у ребенка в первые пять-семь лет формируется «сценарий» жизни, (или, если хотите, характер, социоген, лягушачья кожа, алгоритм поведения). Человек становится рабом этого «сценария», как артист становится рабом пьесы. Он сам хороший человек, но в соответствии с содержанием пьесы должен убивать, насиловать, стесняться, бояться, грубить, подчиняться и т.п.

Так вот, с моей точки зрения, в первой, негативной, фазе подросток пытается выскочить из этого «сценария». И эту фазу следует рассматривать как совершенно нормальную реакцию здорового, свободного человека, старающегося избавиться от преследования или чрезмерной опеки, старающегося что-то сделать по-своему. Обычно взрослым удается вернуть юношу в «сценарий». И так называемая позитивная фаза пубертатного периода свидетельствует о том, что личность прекратила борьбу за свободу. Рабско-тиранический характер можно считать сформированным. Мой дорогой читатель, это я не о вас! Это о моих пациентах, которые сдирали с себя лягушачью кожу и выходили из «сценария».

О, если бы коллектив учителей мог провести эту работу по выходу наших детей из «сценария». Тогда, может быть, меньше было бы у нас болезней и преступлений, и не надо было бы укреплять милицию. Но так как учителя не владеют такой техникой, приходится наблюдать различные формы борьбы детей за самостоятельность. Зачастую в результате они попадают «из огня в полымя» (например, в различные преступные группировки). Но дети не испытывают к нам доверия, так как знают, что при попытке с нашей помощью удовлетворить вновь появившиеся потребности, они услышат:

«Тебе еще рано...(встречаться с девушками, гулять так поздно, читать такие книги и т.п.)».

В школе среди учеников младших классов большая группа, которую условно можно назвать разгильдяйской. К 7-8-му классу она станет алкогольно-наркоманической, а чуть позже алкогольно-наркомано-сексуальной. В этой группе будут не только тупицы. Среди них будет много Евгениев Онегиных, которым скучно плестись за двоечниками. Неизрасходованная энергия может уйти на проведение времени в таких группах. Эти группы нередко начинают носить антисоциальный характер.

Почему именно в подростковом и юношеском возрасте начинают наблюдаться реакции группировки, и групповой процесс идет особенно интенсивно? Я думаю, что это связано с вышеописанными воспитательными воздействиями в первые пять-семь лет жизни. Дети ищут героя, которому они хотели бы подражать. Ведь слова не воспитывают. Воспитывает поступок! Как может стать героем для ребенка неудачник-отец, который срывает на нем и забитой матери свою злость? Как может стать героиней для своего ребенка мать, которая во всем потакает ему, еще ничего не заслужившему своими делами, работает на него в ущерб своим интересом, и он видит только ее спину, когда она готовит еду или стирает его белье?

Нужно стать героем для своего ребенка! А для это состояться на службе уметь отстаивать свои интересы, быть интересным собеседником и человеком. Нужно показать, а не рассказать ребенку, как надо жить. Это положение можно сформулировать иначе: Если хочешь счастья своему ребенку, стань счастливым сам!

Многие родители, которые прошли наш тренинг, отметили, что им удалось избежать конфликтов с детьми, когда те были в подростковом возрасте. Они занялись интересными для детей делами, и дети стали тянуться к ним. Если это не удается, то можно поощрить появившийся у ребенка интерес, быть с ним и в нужный момент увести к себе.

Миф 8. "Все мужчины - бабники"


Есть даже песня такая: «Наш Борька - бабник». Но это клевета на мужской пол. Мужчина - это ленивое животное, которое, если его не трогать, то после работы будет лежать на диване, читая газеты, или уткнется в телевизор и будет смотреть репортажи о футбольном матче или информационные программы. Есть и другие варианты: машина, сад, компьютерные игры и т.п. Если бы у женщин было бы немного терпения, или они были бы менее агрессивны, или хотя бы хоть чуть-чуть знали мужскую психологию, то они понимали бы, что через какое-то время им тоже будет уделено внимание, да еще и с извинениями.

Дорогие мои читательницы, это я не о вас. Это я о тех женщинах, которые приходят ко мне с просьбой вернуть их беспутных мужей в лоно семьи. Я им всегда задаю вопрос: «А что вы сделали, чтобы муж ушел от вас?». «Из лесу - змея, из дома - жена (выгоняют)»-гласит пословица. Ведь если это ленивое животное решилось уйти со своего дивана, то, следовательно, вы его допекли. В душе своей он готов убить вас. У А.П.Чехова Рауль Синяя борода так и поступал со своими женами. Но и он возмущался, когда его обвиняли в том, что отравлял он их ради собственного удовольствия: «Видит бог, сколько нравственных мук, тяжких сомнений, мучительных дней и недель мне приходилось переживать прежде, чем я решался угостить одно из этих маленьких, тщедушных созданий морфием или фосфорными спичками! Не блажь, не плотоядность обленившегося или объевшегося рыцаря, не жестокосердие, а целый комплекс кричащих причин и следствий заставлял меня обращаться к любезности моего доктора. Не оперетка, а целая драматическая раздирательная опера разыгрывалась в моей душе, когда я после мучительнейшей совместной жизни и после долгих жгучих размышлений посылал в лавочку за спичками». Далее он приводит психологическую характеристику своих жен, которых вынужден был отравить. Сейчас не то время, и мужчины не достигли уровня развития Синей Бороды. Тем, кто располагает средствами, приходится уходить с насиженного места. Другие становятся бабниками, а потом уходят, если находят женщину, которая согласна их содержать.

А брошенные женщины и приходят ко мне с просьбой вернуть мужа в лоно семьи. Всех их объединяет один лозунг: «Если я тебя придумала, стань таким как я хочу!» То, что их бросят, запрограммировано их сценарием. Женщин, которых бросают можно разбить на две категории: Матери и Дочери. Матерей бросают чаще, но шуму они поднимают меньше, а просто тихо плачут. Дочерей бросают реже но не потому, что не хотят этого сделать, а потому, что боятся, так как те нередко прибегают к скандалам, шантажу, а раньше обращались в партком. В свою очередь Матери и Дочери подразделяются на ряд типов.

Тут вы меня можете упрекнуть: собирался писать о бабниках, а пишет все время о женщинах. А что писать о бабниках? Ведь это миф! Бабников не существует! Поэтому я пишу о корнях явления. Ведь не возмущались же вы, когда я рассказывал мифы о детях, а больше говорил о родителях. Уберите корень - завянет цветок!

Миф 9. Связан с климактерическим периодом.

Название я придумать ему не смог. Суть заключается в том, что в климактерическом периоде якобы происходит увядание сексуальных функций. Исчезают желания и потребности и развивается климактерический невроз, который особенно тяжело протекает у женщин. В одном нужно согласиться, что у женщин угасает детородная функция, но что касается всего остального, то, пожалуй, на первых этапах этого периода оно не угасает, а расцветает. В народе давно подмечено: «Сорок лет - бабий век, сорок пять - баба ягодка опять». И это действительно так. Подумайте сами. В детородном периоде у женщин гормоны распределяются и на поддержание тонуса всего организма и на детородную функцию. Постепенно функция яичников начинает угасать, и вот все то, что раньше организмом отдавалось детородной функции, теперь используется им для стимуляции всех остальных функций. И женщины расцветают, становятся еще более сексуальными, более активными. Но мифы, которые ими управляют, заставляют сдерживать как деловую, так и сексуальную активность, и вместо бурного личностного роста - болезнь - инволюционный невроз. Если бы не было бы этого мифа, если бы женщина после сорока лет не накладывала на себя крест, то, может быть, только в этом возрасте она могла бы прочувствовать, что такое настоящее счастье.

Ведь дети уже взрослые, здоровье еще хорошее, имеется высокий социальный статус. Вот и поживи для себя!

Миф 10. Старость - самое печальное время жизни.


Конечно же, нет! Об этом свидетельствуют многочисленные заметки мудрецов, доживших до глубокой старости и сохранивших светлый ум и хорошее здоровье, а исчезновение сексуальных потребностей делает старого человека независимым и самодостаточным. А.Шопенгауэр в связи с этим считал старость лучшим периодом жизни.

Но к старости себя нужно готовить, чтобы она не возникла внезапно и неожиданно, как для наших коммунальных служб снег в конце декабря. И вообще, к неизбежностям судьбы нужно себя готовить заранее. Эта проблема для меня стала ясной, когда я в течении года работал в качестве профессора на кафедре воспитательной работы военного института. Там мне вдруг стала ясной печальная судьба многих военнослужащих, для которых социальная старость наступает лет в 45, когда в звании полковника его увольняют в запас. После этого выясняется, что для жизни в гражданских условиях многие оказываются непригодными и после выхода в отставку быстро декомпенсировались. Вот мы и занялись такой подготовкой. В гражданских условиях старость ассоциируется с выходом на пенсию. Так вот, к этому моменту тоже нужно себя подготовить, как начальствующему составу, так и рядовым работникам. Руководителям нужно уходить на пенсию, как только подошел срок, даже если они еще и могут успешно работать в этой области. А нужно это для того, чтобы руководящие места были заняты молодыми. Если руководитель вовремя со своей должности не уйдет, то он может погубить многих людей. Таких примеров я вижу много в вузах. Заведующий кафедрой или ректор и его заместители, когда у них наступает пенсионный возраст, нередко сохраняют бодрость духа и ясный ум и на пенсию не уходят. А надо бы, даже если их приемник на сегодняшний день несколько слабее. Предположим, такой руководитель на должности продержится еще 10 лет и потом уйдет на пенсию. Тога его молодому приемнику 35-40 лет будет 45-50, и он станет уже бесперспективным в плане выдвижения, а может быть, и сам не захочет принять предложение.

Вот почему, как бы Вы себя бодро не чувствовали, уходите на пенсию, иначе дождетесь того, что Вас какое-то время будут терпеть из жалости, а потом все-таки «уйдут» в тот момент, когда вы потеряете все ваши приспособительные механизмы. Как говорил Крепелин, лучше уйти, когда только ты один замечаешь свою несостоятельность, чем уйти тогда, когда ты один не замечаешь своей несостоятельности.

Так вот, для того чтобы уйти вовремя, нужно себя подготовить.

В заключение хочу заметить, что избавление от мифов помогает стать счастливым и избавиться от болезней. А как была бы прекрасна жизнь, если бы нас этими мифами не заражали!

© М.Е. Литвак. При копировании текста ссылка на источник обязательна.

михаил литвак

Previous post Next post
Up