Фавориты или рабочие лошадки

Mar 24, 2012 12:47

Случайно наткнулась на интересный термин - "социальный фаворитизм". То, что в школе называли "любимчики" у учителя. Погуглила - и вышла на интересную статью по этому поводу. Оказывается, фаворитизм может быть конструктивным и при этом сознательным - например, новичку в компании дается карт-бланш, все его поддерживают и помогают, иногда закрывают глаза на его просчеты и лишь потом постепенно убирают "костыли". (Хотя всегда остается опасность, что этот "новичок" останется в фаворитах, используя другие рычаги влияния, находя новые поводы, за что его нужно жалеть, помогать ему и создавать специальные условия - но это уже из области деструктивного фаворитизма.)

Конечно, каждый думает - ну... фавориты... это из области истории, это не про нас. Это Екатерина Вторая, а ко мне не имеет ни малейшего отношения. Однако же - часто имеет. Конечно, в случае с той же Екатериной II имел место сексуальный фаворитизм - вообще безнадежное дело, но в реальной жизни при распределении ресурсов это действительно имеет место. Или мне показалось?


 image (C)


...Помнится, я тоже стала жертвой собственного протекционизма (или фаворитизма). Это ведь так круто - чувствовать себя вершителем судеб! Всё пыталась продвинуть одну хорошую девочку. Добрая такая девочка, ни у кого рука не поднимается ее уволить - так и просидела весь кризис. Я, еще в бытность офисным работником, пыталась помочь ей расти над собой, но ничего с текстами у нее не получилось. Ладно, если ты хорошая секретарша - вот, моя знакомая ищет секретаря с перспективой стать администратором офиса. И что? Она не то что не явилась на назначенную встречу, а даже не перезвонила, что не придет. Оказывается, внезапно приехала ее лучшая подруга. Но и это меня не научило. Я взяла ее с собой в один проект. Так вот, свой кусок работы она растянула с двух недель выполнения на четыре (!) месяца, каждый раз при встрече со мной просто рыдала, рассказывала, как ей тяжело, но она всё-всё сделает. Под конец я забрала оставшуюся часть работы и сделала за нее. Причем с ней такие проблемы и у ее нынешних сотрудников - она подводит, потом рыдает, ее жалеют, и история повторяется снова. Н-да... На вид - ангельское создание, я, помнится, еще возмущалась, что кто-то к ней придирается. Видимо, этому ("придирающемуся") человеку действительно нужен был результат, а не приятное общение (я тогда с девочкой по делам не пересекалась). Так что тот, кто выращивает фаворитов, нанимается к ним в подчиненные.

Поскольку фаворитизм может очень губительно отразиться на психологическом климате в коллективе, важно понимать свою ответственность как руководителя. Доверительное, эмоциональное общение с подчиненными - очень тонкий лёд.

"Как распознать, насколько фаворитизм укоренился в вашей организации? Если вы замечаете хоть один из следующих симптомов, это повод задуматься:
  • одному из работников систематически прощается нарушение обязательных для всех правил (опоздания, сроки сдачи работ, отчетов и т.д.);
  • одному из сотрудников предоставляются льготы в обход установленных правил (внеочередной отпуск, стажировка за рубежом, дорогостоящее обучение за счет компании и т.д.);
  • под влиянием одного и того же человека принимаются «вредные» для фирмы решения: происходит необъективное распределение бюджета между структурными подразделениями, нанимается некомпетентный персонал и т.п.;
  • в адрес одного и того же сотрудника на собраниях постоянно звучат необоснованные похвалы." (там же)

"Неконструктивный любимчик

Ситуация 1. Фаворит, уверовав в свою непогрешимость, начинает зазнаваться, чувствует свою вседозволенность, ведет себя нетактично, тем самым подрывая репутацию босса. В таком случае необходимо «разжаловать» любимца с четким объяснением причин его «падения». В особо тяжких случаях возможно увольнение, если выгорание достигло таких масштабов, что человек перестал выполнять работу или позволяет себе прогулы без уважительной причины. В любом варианте лояльность сотрудника подорвана, и весьма вероятно, что его отзывы о компании и тех, кто стал причиной его немилости, будут крайне неблагоприятными.

Ситуация 2. Фаворит был нужен из-за своих связей, и пришло время с ним расстаться, Провести операцию следует быстро и четко, поскольку со стороны обиженного сотрудника возможны акты мести. Данную проблему легче предотвратить, чем лечить.

Ситуация 3. Наличие одного или нескольких фаворитов часто уравновешивается пропорциональным количеством отверженных работников. Получается, что любимчику припишут все свершения, а другие будут вынуждены не только постоянно доказывать, что они хорошо работают, но и защищать свои достижения. Такое положение дел не повышает лояльности персонала. В условиях дефицита кадров лучше не допускать подобного антагонизма.

Ситуация 4. Фаворит пользуется доверием и защитой руководителя благодаря служебному роману. Кроме серьезного репутационного вреда такие отношения часто приносят и другие сложности, связанные с риском принятия неправильных решений, тратой ресурсов. Если пользу от дружеского фаворитизма еще можно теоретически вычислить, то сексуальный фаворитизм безнадежен!

Ситуация 5. Любимчик привык к поддержке, но так и не смог научиться действовать самостоятельно. Он постоянно нуждается в мотивацнонной подпитке, зависим от похвалы и болезненно реагирует на критику. В конечном итоге он все больше утомляет и сковывает начальника, что впоследствии приводит к «опале». Безусловно, здесь очевидна вина руководителя, не сумевшего вовремя убрать «костыли» и научить сотрудника самостоятельно работать.

Ситуация 6. Среди свиты, толпящейся у «трона», оказываются также и люди, у которых ведущим мотивом является не признание, а власть. Они стремятся выстроить эксклюзивные отношения с формальным начальством с целью властвовать неформально, иметь дополнительные рычаги влияния на свое рабочее окружение. В самом желании властвовать нет ничего плохого, проблема может возникнуть, когда естественная потребность стать значимым не найдет достойного применения, а желание влиять на других будет основываться не на опыте и профессионализме, а на близости к начальству и вседозволенности." (там же)

В результате страдает адекватность восприятия ситуации в коллективе и на рынке тоже - ведь для сохранения привелегированнго положения приближенные не будут критиковать начальство, не будут рассказывать тревожные новости о конкурентах. Всё прекрасно в этом лучшем из миров, "Титаник" поет и танцует в роскошных интерьерах, и несется во весь опор навстречу льдине!


 image (C)

управление коллективом, о работе, психология

Previous post Next post
Up