Пожалейте сиротку! (предпраздничное)

Dec 15, 2012 10:54



Сейчас, перед Новым годом и Рождеством начнется благотворительный ажиотаж по сбору подарков и сладостей в детдома. Хотя этим детям зачастую оно и не нужно - им это только мешает адаптироваться к реальной жизни, они порой верят, что пельмени растут на деревьях, а конфеты - на ёлках. И что главное в жизни - найти спонсора (а что, взрослые, вы в глубине души так не думаете?).

В общем, не буду больше демагогию разводить, сразу дам ссылку на интервью с бывшим детдомовцем Александром Гезаловым, автором книги "Соленое детство". И комменты к статье тоже стоит почитать - пишут их воспитатели детдомов в том числе.

"Подстава от Деда Мороза"



Александр Гезалов приводит статистику:

- Всего лишь 5-7% сирот после выхода из детского дома вписываются во взрослую жизнь. Большинство спивается, скалывается, попадает в тюрьму. Ведь тюремная система наиболее близка к детдомовской, сиротам она знакома с детства. Живешь на всем готовом, существует четкая иерархия внутри коллектива. После выпуска дети дезориентированы, ведь они уверены, что их будут обеспечивать, как раньше, что им все должны. Девочки от безвыходности часто начинают заниматься проституцией еще до выхода из детдома. Помню диалог с одной воспитанницей лет 14. Говорю: «Как же ты жить потом собираешься, какие у тебя цели, чем будешь заниматься?» А она: «Меня мой спонсор будет содержать». «Зачем, - говорю, - ты нужна будешь спонсору?» - «А затем, что я красивая, он меня не оставит».

...

- Детский дом живет по праздничному календарю, - рассказывает Александр Гезалов. - От Нового года до Рождества, от Рождества до Дня защитника Отечества, дальше 8 Марта, первое апреля, День защиты детей, День народного единства, не говоря уже о всяких местных праздниках вроде Дня города, села, юбилеях спонсорских организаций и тому подобного.

- Это же хорошо, что сиротам дарят подарки, участвуют в их жизни...

- Это плохо, - объясняет Александр, - дарить подарки и участвовать в жизни - совершенно разные понятия. Сладости, которые привозят спонсоры в новогодний цикл, дети едят еще несколько недель до нового праздника. Вся жизнь в детском доме - один сплошной «праздник». С последствиями в виде кариозных зубов и прогрессирующих желудочных заболеваний.

- В жизни детдомовца очень мало труда, - говорит Александр, - очень мало возможности взять на себя ответственность, решать возникающие проблемы, в детском доме их нет, этих важных проблем. Они появятся потом. В детдоме отсутствует мотивация к образованию, к самообразованию. На встречах сироты спрашивают меня, в чем секрет успеха, что я делал, чтобы устроиться в жизни. Они не понимают, что устраивать их судьбы после выпуска из детдома никто не будет. Я рассказываю, что я просыпался, умывался, чистил зубы, одевался, брал дипломат и шел на учебу и работу. Для сирот эта схема фантастическая - это же все надо самому делать. Они не знают, что такое самостоятельность. «А кто же приготовит завтрак?» - интересуются они. Когда я спрашиваю у сироты, сколько, например, стоит котлета, мне отвечают, ну, наверное, рублей пять...

Как помочь?

Так чем же все-таки можно помочь? Конечно, самое главное, что нужно сироте, - это мама и папа. Но подарить ребенку себя раз и навсегда - очень непростое дело. Сегодня только 12% граждан готовы взять сирот в свои семьи.

- Если у вас нет возможности взять ребенка насовсем, то хотя бы станьте ему другом, - говорит Александр. - Только пусть это будет надолго, а лучше навсегда. Вместе готовьтесь сделать шаг в его взрослую жизнь, но будьте ему не костылем, а полноценным наставником. Подарите сироте мотивацию к тому, чтобы получить образование, профессию.

- Не занимайтесь самодеятельностью, - предупреждает Александр, - обратитесь в организацию, занимающуюся поддержкой сирот. Изучите ее опыт. Там вас обязаны обучить, подготовить к тому, что и как вы будете делать в рамках проекта. Это нужно не только ради вашей безопасности, но и для того, чтобы не навредить тому, ради кого вы поднимаете свою хоругвь. Почему хоругвь? Потому что наставничество больше всего напоминает крестный ход. Вместе с сотрудниками такой организации вы сможете приезжать в детский дом, они дадут вам необходимые навыки общения с сиротами.

- Нужно четко установить границы общения с детьми. Уметь отвечать мотивированным отказом на иждивенческие вопросы: «Дай мне то, что тебе не нужно, ты же мой друг».

- Будущий наставник должен быть готов к неадекватному поведению ребенка. Знать причины вспышек гнева у сирот, ярости, озлобленности.

- Нужно иметь четкий план взаимодействия с ребенком, чтобы идти от самых малых до больших результатов.

- Можно приезжать к ребенку лично, а можно и письма писать. Самое главное - не вестись на попрошайничество детей. В разговоре и в письмах важно рассказать, что представляет собой реальная жизнь, и при этом заинтересовать его этой жизнью.

- Нет смысла водить сирот в цирки и рестораны. Если вы забираете сироту из детского дома на какое-то время, лучше сходите с ним в магазин, научите делать покупки, мыть посуду и чистить картошку - для его будущей жизни от этого будет несоизмеримо больше пользы. Мы организовали детский адаптационный лагерь для детдомовцев «Желтая подводная лодка», где дети учатся обслуживать себя самостоятельно, отвыкают жить на всем готовом. В работе с детьми там тоже принимают участие добровольные помощники. Хорошо, чтоб таких мест для детдомовцев стало больше, и именно этим озаботились благотворители.

- Если будущий наставник не готов начать жить в новом ритме, чувствует себя неуверенно, то лучше вообще не начинать, чтобы не навредить ребенку и себе".

Так что главное, что нужно любому ребенку - это семья! Семья, которая подготовит его к будущей взрослой жизни, даст образование и элементарные навыки самообслуживания. Даст систему ценностей и мотивацию к достижению успеха. А этого мешком подарков не заменить.


дети, общество, воспитание, образование, семья

Previous post Next post
Up