Avro 504 Великобритания 1913 биплан
Прототип Avro-504 на аэродроме Hendon.
20 сентября 1913 года на авиационные соревнования (Aerial Derby) в Лондоне на аэродроме Hendon прибыл небольшой биплан с надписью Avro на борту. Самолет показал весьма высокие скорости. F. P. Raynham на нем пришел к финишу четвертым со средней скоростью 106 км/ч. Мало кто знал, что этот самолет, обозначавшийся на фирме как "тип 504", только лишь три дня назад впервые поднялся в воздух.
По дизайну, конструкции и летным качествам Авро 504 опережал современные ему самолеты. Немалый вклад в его качества внесло крыто с новым профилем и ротативный двигатель Гном 80 л.с. (правда, говорят, что на самом деле он выдавал всего лишь 62л.с.). По конструкции это был двухместный двухстоечный биплан деревянной конструкции с довольно длинным фюзеляжем. Верхнее крыло имело значительный вынос вперед. Для поперечного управления использовались гибкие элероны, жестко прикрепленные к крылу с внутренней стороны, расширяющиеся к внешней стороне и перекашиваемые с помощью тросов. Пилот сидел в задней кабине. Шасси с резиновой амортизацией и противокапотажным ясеневьм брусом было более простой конструкции, чем предыдущие модели этой фирмы.
После удачных гонок фирма Blackburn вызвала A.V.Roe на поединок, во время которого новый биплан должен был соревноваться с новым монопланом фирмы Blackburn на маршруте протяженностью 100 миль. 2 сентября Raynham поднял в воздух Авро 504 с A.V.Roe на пассажирском месте. Сперва они летели "нос к носу" с монопланом, ведомым Harold'ом Blackburn'ом, но вскоре из-за плохой погоды и незнакомой местности сбились с пути и так и не смогли завершить гонку.
После некоторых доработок (установлен более обтекаемый капот мотора, установлены нормальные элероны) Авро 504 продолжил свое победное шествие. Второе место в Shell Trophy Race, рекорд скорости на круге в Hendon'е (117 км/ч), скорость 130 км/ч с пассажиром на мерной миле, британский рекорд высоты - 15000 футов (5 км).
Весной 1914 года машина была приобретена газетой Daily Mail и пилоты F. P. Raynham and G. Lusted начали тур по стране, катая пассажиров и рекламируя газету. Фирмой Avro для этой машины были изготовлены поплавки, которые можно было устанавливать вместо колес, одновременно заменен двигатель Gnome на Gnome- Monosoupape, который должен был выдавать большую мощность, но оказался ненадежным. Через два дня после начала войны самолет должны были доставить для службы в морской авиации, но из-за отказа двигателя на взлете этот исторический самолет был разбит.
Серийное производство началось в начале 1914 года. Военные заказали 12 машин для Королевского воздушного корпуса (RFC) и четыре - для морской авиации (RNAS). С началом войны военное министерство выдало заказ на производство 3700 самолетов. Для его выполнения были привлечены фирмы "Парналл", "Саундерс", "Блерио-SPAD", "Санбим" и некоторые другие.
К концу лета 13 самолетов были отправлены на западный фронт. К августу 1914 года в дивизионах RFC и RNAS было уже 63 машины. Авро 504 стал первым британским самолетом, сбитым германскими войсками. 22 августа в Бельгии в ходе выполнения разведывательного полета он был подбит огнем с земли. Большого распространения на фронте Авро 504 не получил - одновременно в передовых частях действовало не более 13 Авро 504. Машина создавалась для тренировочных и спортивных целей, поэтому она была слабо приспособлена для боевых условий. Применение Авро 504 на фронте было вынужденной мерой, так как британская военная авиация оказалась практически не готовой к войне и испытывала острую нехватку самолетов. Было выполнено небольшое количество бомбардировочных рейдов машинами, служившими в RNAS. Самым известным был рейд на ангары Zeppelin'а в Friedrichshafen'е: 21 ноября три машины сбросили по четыре 9-килограммовых бомбы, однако уничтожить дирижабль не смогли, хотя удалось взорвать завод по производству водорода. На обратном 200-километровом пути один самолет был сбит. Среди прочих достижений в активе Авро 504 числится уничтожение двух подводных лодок в рейде на их базу в Антверпене 24 марта 1915г. Первый перехват Zeppelin'а был выполнен на Авро 504 17 мая 1915, Fit. Cdr. A. W. Bigsworth сумел подняться выше преследуемого L.Z.39 и сбросил на него 4 9-килограммовые бомбы, причинив повреждения, в результате которых дирижабль совершил вынужденную посадку под Брюсселем.
Было выпущено около 50 самолетов в варианте одноместного истребителя. На месте передней кабины ставился дополнительный бензобак, перед пилотом устанавливали пулемет Льюис, стреляющий под углом вверх. Они использовались в ПВО Великобритании.
В 1915 году Авро 504 начали передаваться в тренировочные подразделения. Специально для этого были разработаны варианты самолетов со сдвоенным управлением, и комплекты для переоборудования в этот вариант ранее выпущенных машин. В этой роли он оказал британской военной авиации неоценимую услугу и проработал в ней более 15 лет. Благодаря хорошей устойчивости, управляемости и простоте пилотирования он стал наиболее распространенной в английской авиации учебной машиной.
Всего с 1913 по 1933 год во всем мире построено около 10 тысяч машин всех модификаций. В Великобритании до конца войны сдано 8340 "пятьсот четвертых", из которых 3696 на счету фирмы Авро. На момент подписания перемирия в частях RAF насчитывалось еще 2999 самолетов этого типа. Помимо Великобритании их строили в Австралии, Бельгии, Канаде, Японии, Египте и СССР. Советская копия "Авро 504К" под обозначением У-1 выпускалась в 1921-1922 годах на московском заводе ГАЗ #5, а с 1923 по 1931 - на ленинградском авиазаводе "Красный летчик". Всего построено 664 самолета, применявшихся в народном хозяйстве и летных школах до 1935 года.
В двадцатых годах большое количество "демобилизованных" "Авро 504" было распродано различным авиакомпаниям и частным лицам в десятках стран. Они летали в Дании, Китае, Финляндии, Индии, Ирландии, Новой Зеландии, Португалии, Испании, Швеции и т.д.
Размах, м10,97Длина, м8,91Высота, м3,15Площадь крыла, кв.м31,77Сухой вес, кг450Взлетный вес, кг703Двигатель"Гном"мощность, л.с.80Скорость максимальная, км/ч132Дальность полета, км200Экипаж, чел2
Оглавление
Прототип Avro-504 на аэродроме Hendon, сентябрь 1913г.
Старт состязаний между прототипом Avro 504 и новым монопланом Blackburn.
Mr. Gordon Bell на Avro 504 в Hendon'е.
Доработанный и поставленный на поплавки прототип Avro-504, Devon, апрель 1914г.
Avro 504B готовится к взлету
Avro 504K в учебном полете
Одноместный вооруженный Avro 504C.
Avro 504K в варианте одноместного перехватчика на службе в ПВО Великобритании.
Avro 504L, Hamble, начало 1919г.
Avro 504K на службе в Транспортной Компании Авро после войны.
Трехместный послевоенный Avro 504M с закрытой кабиной.