Mar 06, 2007 23:18
Главные кураторские лавры принадлежат, конечно, Бакштейну - если и есть в Биеннале какой-то полет кураторского замысла и вообще читаемая идея, то она заключается в выборе места - и башня "Федерация" и ЦУМ - идеи отменные. То, чем заполнили эти пространства приглашенные "26 бакинских комиссаров" - дело десятое. В Башне было немало отличных работ, да и видео в ЦУМе два-три хороших было, хотя то, что сделали Бирнбаум с Обристом, в сущности, тянуло разве-что на "Видеопусто". Идея со зведной кураторской сборной ну никак не хочет работать. То ли потому, что в Москве все эти респектабельные международные люди испытывают неодолимое желание сделать что-то предельно антибуржуазное и нонкспектакулярное, то ли потому, что просто работают спустя рукава - в Москве их до Биеннале видно не было. Так что вопрос о кураторах на 3 биеннале стоит очень остро. Будь моя воля, куратором стоило бы назначить Олега Кулика - судя по "Верю", идей, умения выбивать из людей хорошие работы, харизмы и, главное, уменя сделать убедительное шоу, ему не занимать. Да и зарубежных художников он знает и сможет убедить. Возможно, кураторами московской Биеннале вообще должны быть художники и прочие artistы - была же такая практика в Валенсии, где коммисарствовали Боб Уилсон и Майк Фиггис. Вот и в Москву надо звать какого-нибудь Гринуэя, Брайна Ино, Бирна - хорошо известных и культовых здесь людей, которые явно не откажутся от такого предложения и, в отличие от Обриста-Мартинес-Буррио, которые по 20 проектов в год делают, подойдут к делу с большим энтузиазмом и креативностью. Другой вариант - позвать куратора не с Запада, а из Азии, из Китая или Южной Кореи. Судя по Шанхайской биеннале, там как раз любят и умеют делать выставки зрелищные, аттракционные, гламурные, а не такие спартански-нонконформистские, как подобает в Европе. А Бакштейна надо обязательно оставить.