Кармадон

Dec 10, 2012 21:10




Читать сначала: Знакомство с Аланией...

Итак, мы покинули Дзивгис и отправились через Ханикол-Катадурский перевал к маленькому селению Кармадон, чуть более десяти лет назад фактически никому не известному. Хотя тогда у Кармадона были реальные перспективы стать роскошным курортом - прямая трасса от Владикавказа, туристические маршруты в Дигорию и в Мидаграбин… Мы ехали по трясучей грунтовке, а справа от нас то и дело открывались дразнящие виды на ослепительные горы. Главная из которых - гора Христа, князь Казбеки, знаменитый Казбек. Породивший многие и многие ледники Северной Осетии. Нам лучше всего был виден Мидаграбиндон - где-то далеко под которым раскинулось Даргавское ущелье, спрятавшее одну из жемчужин Кавказа - Мидаграбинские Водопады. Мы их, к сожалению, не видели, но, узнав о них в Интернете, теперь очень хочется там побывать.




Высоко в горах есть долина с красивым названием Мидаграбин, которая заканчивается гигантским барьером вертикальных скал, с которых - с высоты 3100 метров - падают гигантские многокаскадные водопады. Всего их восемь. Четыре Хрустальных, два - Зелёных, Тахкадон (Летающая вода), и самый красивый и мощный Большой Зегелан (Падающая Лавина). Как известно, среди высотных водопадов царствует Анхель (Девичья бровь) в Венесуэле (1054 м). Второй после него - Тугела в Южной Африке (933 м), а третий Йосемитский в США - 727,5 м. Меж тем, высота Большого Зейгелана - 750 м. Но высотники Мидаграбина в мировой табели о рангах и на географических картах не значатся, так как являются сезонными - пульсирующими. Их сток зависит от солнечных лучей, растапливающих лёд на высоте свыше 3000 метров. Поэтому пик их бурного развития приходится на июль, август и сентябрь. Зимой же вместо воды они сбрасывают со скал огромные глыбы льда.








А льда в Осетии очень много - площадь современного оледенения в Алании около 200 кв.км. Преобладают ледники альпийского типа: долинные, висячие, каровые. Большинство из них сейчас отступает: Цейский - со скоростью 13 м/год, Сказский - 8 м/год. Но есть и наступающие, например, Уилпатинский (со скоростью 5 м/год). Самый большой из осетинских ледников - Караугомский в Дигорском ущелье. Длина его превышает 13 км, а площадь - около 30 кв.км. Из всех ледников Кавказа он уступает по размерам лишь леднику Безенги. Но самым знаменитым суждено было стать пульсирующему леднику Колка, ледниковые обвалы на котором происходят в среднем через 60 лет. Именно с него десять лет назад сошёл ледопад Майли, унёсший жизни 125 человек.


В сентябре 2002 года, по официальным данным, при сходе гляциального селя погибли 19 человек, 106 числятся пропавшими без вести, в том числе 42 человека из съёмочной группы Сергея Бодрова-младшего, снимавшего в Северной Осетии фильм «Связной». Ледово-грязе-каменный поток 20 сентября 2002 года, стартовав в 20 часов 08 минут, стремительно продвинулся почти на 20 км по долине реки Геналдон со скоростью 150-200 км/час, разрушив строения, базы отдыха, линии электропередач. В результате подпруживания реки Геналдон и её притоков образовалось несколько запрудных озёр.




Язык ледника Колка растянулся от вершин высотой 4780 м до высоты 1980 м. Для ледников пульсирующего типа характерно резкое продвижение тела в определённые периоды времени (подвижки ледника - сёрджи), сопровождающееся обвалами льда, образованием гляциальных селей. И порой сёрджи вызывают катастрофические последствия. Чуть более ста лет назад Майли был полноценным ледником и сливался с Колкой, но с тех пор обособился и отступил вглубь обширного цирка. Известны наступания этого ледника в 1902 г. и в 1969 г. Первое из них так же привело к человеческим жертвам - тогда погибло 36 человек. Был завален курорт Кармадон, разрушено много построек. Ледово-каменный сель с огромной скоростью прошёл по долине реки Геналдон около 9 км. Было вынесено 70-75 млн.куб.м. льда и камней. Вынесенный лёд таял целых 12 лет, и только в 1914 году долина ниже конца ледника Майли освободилась ото льда. По скорости движения ледово-селевой массы, оцениваемой в 100-150 км/час, подвижка 1902 года весьма напоминает ту, что произошла 20 сентября 2002 года. Но у специалистов и властей в памяти больше осталось наступание 1969 года - оно протекало несравненно более сглаженно и без каких-либо последствий. Начав двигаться 28 сентября 1969 года, к 4 октября ледник Колка за неделю прошёл всего 1,3 км, достигнув конца ледника Майли. Затем скорость движения ледника ещё более замедлилась - и 10 января 1970 года ледник остановился. При этом за всю подвижку ледник продвинулся на 4,1 км, опустившись вниз по долине на 785 м по высоте.


Памятуя о подвижке 33-летней давности, все предполагали при новом наступании аналогичное плавное и замедленное движение ледника, не сопровождающееся разрушительными последствиями. Кроме того, выдвигаются версии продвижения ледника, связанные не с типичной пульсацией ледника Колка (по прогнозам гляциологов она должна была произойти около 2030 года), а с внезапной подвижкой, обусловленной комплексом причин сейсмического, вулканического и метеорологического характера. Единственным бесспорным фактором, признанным всеми экспертами, является газодинамический взлом ледника. В остальном мнения учёных расходятся. Возможно, причиной катастрофы стало нагружение ледника массой льда, которая накапливалась в течение почти двух месяцев. Колка была разорвана водой вследствие накопления поствулканических газов, эту ситуацию учёный сравнивает с эффектом шампанского. Согласно другой гипотезе, внезапный сход Колки связан с висячими ледниками и обвалами - в результате внезапного и непредвиденного обвала со скалы на горе Джимара сорвалась глыба льда. Она упала на ледник Колка, в результате чего большая часть его фирново-ледового тела соскользнула с ложа и двинулась по ущелью со скоростью более 200 км/ч, захватывая за собой камни. Этот поток и накрыл Кармадонское ущелье.




В июле 2002 года Сергей Бодров приступил к съёмкам своего второго фильма с рабочим названием «Связной». В сентябре съёмочная группа прилетела на Кавказ. В Кармадонском ущелье должны были проходить съёмки эпизода возвращения из армии одного из главных героев - Ильяса. По официальной версии, несущийся по ущелью со скоростью более 200 км/ч поток, захватывая за собой камни, накрыл Кармадонское ущелье, в котором находилась съёмочная группа и семеро участников конного театра «Нарты»...




Спасательные работы в Кармадонском ущелье продолжались более полутора лет. Всё это время спасатели, учёные, добровольцы и близкие пропавших до последнего надеялись, что кто-то мог укрыться в тоннеле Владикавказской автострады. Именно родные настояли на том, чтобы пробурить в толще льда скважины, которые вывели бы спасателей в тоннель. Специалисты считали эту попытку бесперспективной, так как под 100-метровой толщей льда практически невозможно было рассчитать место расположения бывшего тоннеля. Меж тем, спасатели всё-таки прорубили 20 скважин, последняя из которых, длиной 69 метров, привела их в тоннель. Однако он оказался заполнен водой, что полностью исключало версию спасения людей. Таким образом, 7 мая 2004 года было принято решение о прекращении поисков…




Сейчас, глядя на месиво гигантских камней в глубине ущелья, среди которых теряется красная точка экскаватора, уже невозможно представить, что всего десять лет назад здесь была автострада, ведущая к строящемуся перспективному курорту. На крышах недостроенных корпусов несостоявшегося санатория растут деревья - всё заброшено, и маленькой деревеньке Кармадон в очередной раз не повезло стать шикарным курортом.




Единственная дорога, которая теперь ведёт в Кармадон через Катадурский перевал - это серпантинная грунтовка, опасная для жизни после дождя и совершенно непроезжая зимой. Ветхие сакли на холме - ни магазина, ни какого-либо туристического бизнеса. Автобусы заезжают сюда только в солнечные дни. Да и побаиваются, похоже, экскурсоводы местных жителей - даже со скандалом мы не смогли вымолить остановку в верхней точке селения, откуда открывается фантастический вид на Колку… Нам вообще, кроме руин санатория, оказывается, ничего не собирались тут показывать! Но устроенный нами скандал всё же заставил водителя и сопровождающую отвезти нас к мемориальному памятнику на месте лагеря съёмочной группы.


Фантастическое на самом деле место. Бесспорно, очень красивое. Но когда начинаешь представлять что тут произошло - даже сейчас, дома, ком в горле. Там дальше, за так называемыми Вратами Кармадона, глубоко внизу находятся (или находились) Кармадонские тоннели. Считается, что именно они приняли на себя основную нагрузку, и именно благодаря им удалось снизить силу и скорость селевого потока. Иначе, вполне вероятно, что смыло бы и Гизель и мост на трассе Алагир - Владикавказ…




Увеличить фотографию мемориальной доски...
     Весной 2007 года во Владикавказе проходила Международная конференция «Инновационные технологии для устойчивого развития горных территорий Северной Осетии», где и был подведён итог изучению причин схода ледника Колка. Причина установлена: сход ледника явился следствием газового выброса спящего вулкана Казбек. «Гора считается потухшим вулканом, но под ней еще достаточно тепла, чтобы давать выбросы магматических газов, а когда их давление стало критическим, произошел взрыв, и 22 миллиона тонн льда и горных пород рухнули в долину».


Помянем погибших глоточком из фляги и отправимся в обратный путь. Ведь Кармадон - это теперь тупик. Дальше нас ждёт целый Город мёртвых - некрополь близ местечка Даргавс…

Кармадон, Казбек, Кавказ, горы, Северная Осетия

Previous post Next post
Up