Васили

Jul 25, 2012 00:25




От Солдатского, а ныне Мраморного, пляжа - мимо развалин брошенного госпиталя на склоне горы Таврос и мимо заброшенной 19-й орудийной батареи на мысе Курона, мимо скалы Мытилино слева и грохочещуго карьера справа - неспешно извивается пыльная и очень жаркая, наполненная ароматами июньского цветения дорога к пляжу Васили.




Вот наконец домики местного пансионата - прямо за ним крутая лесенка, спускающая экспресс-методом на пляж под обрывы. Но до лесенки надо ещё просочиться по обходной тропе вдоль забора. Там-то и случилось небольшое приключение. Увлечённая беседой, Лена отвлеклась от тропы. За что тут же поплатилась - когда под её ногой обнаружилось вдруг что-то пружинисто-мягкое.
Извивающееся длинное тело охристо-серой раскраски она разглядела уже в прыжке. Змея была не в восторге от того, что на неё бесцеремонно наступили несколькими десятками кило - её можно было понять. И Лена с воплем попыталась уклониться в её ускоряющегося пути - уверенная, что вот сейчас её тяпнут за ногу… Не тяпнули. Пострадавшая скрылась в траве - то ли раздумала кусаться, то ли Лена с перепугу оказалась слишком проворной. Молодые люди, шедшие следом и впечатлённые произошедшим не меньше нас, развеяли наши заблуждения. Выяснилось, что пострадавшая - вовсе не змея, а желтопузик - банальная безногая ящерица небанальных размеров. Тем не менее, быть покусанной тварью таких размеров - удовольствие ниже среднего… Мы присели в удачно подвернувшемся импровизированном кафе переварить происшествие. Лена, переживая за свою невнимательность, жалела ящерицу - кто знает, удалось ли ей пережить это испытание? Ну и жутковато было задним числом. Но случившегося не изменить - а впереди ещё одно впечатляющее испытание!


Сразу предупредим - посещение Василей - дело сугубо личной ответственности либо личного же разгильдяйства, и даже некоторого мужества. Дело в том, что не так давно этого пляжа не было и в помине. Он - побочный продукт деятельности местного рудоуправления, навсегда загубившего уникальный ландшафт Василёвой балки. Полвека назад тут был красивый южный лес из дуба, можжевельника, фисташки и груши. Некоторые из этих деревьев ещё сохранились на спуске с Каранских высот, но это выше, а внизу пейзаж довольно уныл и экстремален. Обломочный материал отвалов карьера, формирующий оползень, постоянно поступает в прибрежную зону и перемалывается волнами в гальку. Так за четыре с небольшим десятилетия сформировался этот пляж, ставший в последние годы весьма популярным у жителей Балаклавы и отдыхающих.


Здорово, конечно, что пляж относительно малолюден и довольно вместителен, вокруг потрясающей красоты виды, но долгий спуск по металлической лестнице может быть и опасен, ведь смещения грунта происходят тут постоянно. Да и скалистые обрывы над головой оптимизма не внушают - хорошо, что пляж широкий и у кромки воды, думается, вполне безопасно.




Нам пляж показался удобным, а вода, несмотря на карьер сверху - тёплой и чистой, и мы некоторое время наслаждались купанием. С моря дул ветерок, и скатывающееся к Каранам солнце уже не жарило, а ласково грело.


Но главной целью нашего визита сюда было не купание, а закатные виды с Каранских скал на Мытилино и Айя! Поэтому вскоре мы оставили Юлю на пляже - и отправились по лесенке вверх, чтобы, проигнорировав запретительные надписи, перемахнуть перила и проскакать по каменному хаосу к тропе, ведущей на Караны. Ходить здесь надо очень аккуратно, огромные камни в беспорядке громоздятся друг на друга, представляя немалую опасность для неосторожных ног. Но мы прошли здесь однажды, в зимних сумерках - сумели и теперь.


Солнце быстро убегало за гору, и мы взлетели по тропе вдоль осыпей, чтобы застать последние жёлтые лучи на обрывах скалы Мытилино. Набегали волны на песок далёкого пляжа, качались на бескрайней синей глади моря катера, и розовым окрасился далёкий мыс Айя. Площадка над обрывом, на которой мы стояли, овевалась тёплым ласковым ветерком, всё вокруг дышало покоем, и не хотелось уже никуда идти. Но на пляже сидела Юлька - мы видели внизу её завёрнутую в цветастое парео фигурку.














Отдыхающие покидали оставленный солнцем пляж - а мы, обернувшись на ходу, увидели, как из-за горы широким снопом расходятся в небо лучи…


На опустевшем уже пляже мы устроили ещё одно купание - теперь уже без одежды, море было восхитительно-тёплым и прозрачным, и очень красиво светилась на фоне розово-лиловых скал его едва тронутая волнами гладь.






А потом снова была дорога - сладко пахнущая южной ночью - мимо темнеющего над водой тополя у Мытилино, мимо громыхающего в темноте карьера, к близящимися нарядными огнями Балаклавы.




Балаклава выплеснулась из ночи нам навстречу, здесь шумела дискотека на тёмном пляже, невидимо шуршали волны, мигала разноцветная иллюминация. Над входом в воспетую Гомером бухту зажглись в скалах красные огоньки, дробясь в морской глади искрящимися дорожками. Разноцветно сияли, покачиваясь на волнах, яхты и катера. В уютных жёлтых недрах одной из яхт накрывали праздничный стол…


Нам же предстоял ещё долгий путь вокруг бухты, да пара «топиков» до дома. А на небе загорались звёзды, было тепло и уютно на душе. И в который раз мы садились в автобус с твёрдой уверенностью, что обязательно сюда вернёмся…


Елена Свиридова и Андрей Илюхин (14 июня 2012 г.)

Севастопольские каникулы '2012, Балаклава, Васили, Караны, Крым

Previous post Next post
Up