Пока не растаял лёд в бокале со скотчем - день фотографа не закончился! А значит, я успел! Ей Богу, торопился! Очень хочется поздравить всех, для кого фотоаппарат превратился в третий глаз, средство созерцания мира, себя и окружающих с праздником, который когда-нибудь, надеюсь, станет официальным! Ракурсов вам и кадров! Выставок и гонораров! Обидно, что праздника до сих пор нет в численнике, и каждый год приходится придумывать оригинальное поздравление фактически на бегу! Впрочем, сегодня было даже проще - почему-то сразу вспомнилась наша с Леной первая заметка, давшая в ужасно далёком 1998 году начало сайту
«Фотолюбитель», который и сейчас жив, но скорее, как памятник ушедшим временам. Но эпиграф к сайту, да простят меня читатели, зарабатывающие фотографией на хлеб, мне и сейчас нравится! И хоть я и говорю всегда, что совмещение хобби и ремесла смертельно для хобби - на самом деле, просто страшно завидую тем, кому это удалось! Успехов вам! А у нас «Мозаика лета»…
Мозаика лета (или отчет неленивого курортника)
Отпуск - долгожданная пора для каждого, но с наибольшим нетерпением его дожидается фотолюбитель. Забыть о делах и отправиться на «фотоохоту» в поисках новых сюжетов и открытий - найдётся ли в мире что-либо более захватывающее? Человек, трудовые будни которого - отнюдь не репортерское ремесло, превращается в настоящего охотника - логика поведения, ход мыслей, терпение, находчивость, выносливость, а иногда и риск - всё работает на поиск лучшего кадра. Настоящий фотолюбитель всегда движим страстью: мокнет в болоте, кормит комаров, мёрзнет в лесу - во имя единственного, самого лучшего, самого выразительного ракурса. Вот он, вожделенный миг, фотоаппарат в руках - и уже нельзя смотреть вокруг прежним взглядом - глаза ищут кадр, и жизнь перестаёт быть целостной, распадается на разноцветную мозаику застывших мгновений. Конечная цель фотографа - эти мгновения. Из них он выстроит мир своих воспоминаний. Неизмеримо более яркий и богатый, чем у тех, кто провёл свой отпуск просто на пляже. Ведь за каждым кадром - своя история...
Только фанатичный фотолюбитель может подняться в пять утра и спешить на морской берег, чтобы потом, ползая в по-утреннему сырой гальке, отбить полплёнки. Но едва ли с чем-либо сравнится удовольствие от долгожданного мига, когда первые лучи солнца вспыхивают над Аю-Дагом, выплескивая в волны россыпи слепящих бликов, и золотой рассвет уже плавится, пойманный, в твоей камере. Розовая пена лижет пляж, и это мгновение нельзя не запечатлеть, как и сиреневую лохматую волну, и стремительную бойкую чайку. Удачные кадры - достойный трофей вдохновенной «охоты».
Без Ласточкиного гнезда путешествие в Крым нельзя было бы назвать полноценным. Многочисленные календари и открытки, склонявшие популярный сюжет на все лады, вызывали настоятельное желание отправиться к знаменитому «замку» в поисках мало-мальски нового, не избитого ракурса. Увы, время солнца наложило серьезные ограничения - с воды снимать было нельзя. А выигрышные виды непреодолимо воскрешали в памяти избитые стереотипы.
Следующим пунктом нашей программы стал «Заповедный Горный Крым» - автомобильная экскурсия с минимумом остановок. И мало того, что с минимумом, так и те ещё по принципу «вышли, посмотрели, поехали дальше». Но нам повезло с экскурсоводом - она позволила несколько незапланированных остановок, в том числе близ самой высокой точки Крыма - горы Роман-Кош. Запомнились прогулка у Беседки Ветров и открывающаяся от неё панорама внутренней гряды Крымских гор. Воздушная и хрупкая - она навевала воспоминания о горном цикле Рериха. К сожалению, условия для съёмки были не самые подходящие - солнце светило прямо в объектив.
Бурно расхваливаемая пещера «Мраморная» не могла не привлечь нашего внимания. Её великолепие оправдывало самые громкие слова, произносимые когда-либо экскурсоводами. Ни с чем не сравнимый мир застывших красок и форм, словно памятник бурлящей над сводами пещеры жизни - неповторимый и угрюмо-торжественный - и впрямь походил на сказку, неведомо кем созданную здесь, в тишине и безмолвии. Увы, предостережение гида поостудило энтузиазм восторженных экскурсантов - снимать панорамы не стоит, дабы не получить вариаций на тему грузящих в ночное время уголь негров. Однако даже простой вспышки UNOMAT метров на десять всё-таки хватило, и снимки на память нам всё-таки удались, причём их даже хватит на минисерию «Мир сказок пещеры «Мраморная».
После нескольких экскурсий на пляже не сиделось, - мы отправились в Алупку, к знаменитому Воронцовскому дворцу. Парк оказался дивно красивым и живым - гармония камня, деревьев, воды. Ручьи низвергались веселыми водопадиками, тенистые пруды уютно гнездились в скалах, в кустах постоянно шуршал кто-то невидимый и деятельный. Ящерица, греющаяся на камешке, паучок в солнечной паутине - милые мгновения на память о волшебном дне. И тропинка в зелёных зарослях, обегающая камни - и нежданное появление экзотических куполов...
Мы покидали гостеприимный парк, довольные и уставшие - а над Ай-Петри бушевала гроза, и небо окрашивалось мистическими красками. И только в Ялте до нас дошли отголоски этой грозы, прогретый солнцем летний дождик умывал пыльные улицы, и город радовался долгожданной свежести.
Потом была сумотошная экскурсия в Большой каньон, окончательно убедившая нас в будущем путешествовать по Крыму самостоятельно! Хотя нам и в Гурзуфе хватило ещё мест для приключений - взять хотя бы поход к Адаларам на вёслах!
Но всё-таки в Артековской Лазурной бухте мы бывали, пожалуй, чаще всего - что с нас взять, дикари! «Прощай, свободная стихия» - здесь родились когда-то эти строки, и тот же солёный ветер, что вдохновлял великого поэта, звал нас - оставить что-то, сохранить, унести с собою эту красоту - скалистый берег, хрустальные волны, пронзительную синеву неба.
Так, не жалея плёнки, в погоне за мимолетными прикосновениями к волшебной мозаике лета, мы собрали свою копилку чудесных воспоминаний, которые так смачно теперь извлекать из альбома!
А. Илюхин, Е. Свиридова, 1998, 2012 гг.
«Любитель - это вовсе не плохо.
Это не оценочная категория, это просто образ жизни.
Любитель - это всего-навсего более высокая степень свободы,
возможность снимать для души, а не для денег и не для чужого дяди».
Юрий Рост