Долгий путь на Туар-Алан

Aug 30, 2010 16:47



В Судацкой долине они с наибольшим размахом развивали  виноградарство и садоводство. При этом только генуэзцам разрешалось ввозить товары с запада в их колонии в Тавриде и менять на туземные произведения. Генуэзцы строили рыбные заводы, учили население добывать и очищать воду, основали в Кафе училище и библиотеку. Население Крыма увеличилось тогда с нескольких сот до миллиона человек. Благосостояние Кафы усиливалось, влияние её распространилось на все Приазовье, Кавказ и дошло до Каспийского моря, по которому генуэзцы вели торговлю на своих судах.
Развилось крупное торговое сношение с Египтом. В обмен на обязательство быть верными союзниками татар и разрешение пребывания в Кафе ханского чиновника для взимания пошлины с привозимых товаров генуэзцы получили право разъезжать с торговыми целями по владениям хана.

В общем, в средние века многочисленные купеческие караваны с самыми разнообразными товарами с проторенных путей направились на берега Черного моря, останавливаясь в караван-сараях Солхата, портах Кафы и Солдайи. Здесь шла бойкая торговля. Сюда съезжались купцы из нынешних Италии, Турции, балканских стран - Солдайя и Солхат превратились в крупные торговые пункты на Великом шёлковом пути.

Транспортной артерией между Солхатом и Кафой могла быть и забытая дорога, по которой некогда пришёл в Коктебель Грин, а могла быть и дорога на месте современной Феодосийской трассы - рельеф здесь не столь сложен, и проблем с дорогами быть не должно было.


Естественно,  между Солхатом и Солдайей тоже просто обязана была существовать дорога   через «хаос Восточных гор». И она была. А так как никакая торговая дорога не может существовать без инфрастуктуры, то напрашивается вывод, что проходила она через три армянских монастыря, разделённых самым высоким хребтом здешних мест - Туар-Аланом. Монастыри Сурб-Хач, Сурб-Стефанос и Кизилташ располагаются фактически по прямой - на туристической карте это маршруты 204 и 205 - и в средневековье, наверняка, активно «зарабатывали» на предоставлении пищи и крова торговым караванам.

Таким образом, в наших зимних планах созрел поход на пограничный хребет здешних мест - Туар-Алан, а если хватит времени - в Сурб-Хач и Старый Крым.

Самым разумным было продолжить начатый нами накануне путь по Кызылташ-Дере, но дважды ходить одной и той же дорогой нам показалось скучным, и выбрали мы самый долгий из всех возможных маршрутов: Щебетовка - Курбан-Кая - Туар-Алан, далее по обстоятельствам. В планах было либо дойти до Сурб-Хача, либо посещение интригующей горы Френк-Мезер с последующим возвращением в Кизилташ.



Дело в том, что мы уже давно с интересом поглядывали на расположенный в километре к северо-западу от посёлка Щебетовка горный  хребет со скальным зубчатым гребнем вдоль вершины - Спящая Красавица.  Даже хотели в 2008 году через него пройти от Кизилташа к Щебетовке, но тогда не сложилось.



С недюжинной долей творческой фантазии изображена Спящая Красавица на туристической схеме Карадага. Колени Красавицы на этом рисунке не что иное, как замыкающий хребет на северо-востоке массивный остроконечный утёс - Курбан-Кая, что в переводе с тюркского означает «Жертвенная скала». Этой скале, кстати, посвящена любопытная легенда.




«По долине отовсюду видна эта скала. Она отвернулась от деревни и склонилась к старокрымскому лесу. Точно задумалась. А  если  подойти  к  ней  на  восходе  солнца  с   той  стороны, станет видно, как на скалу взбирается огромный человек, одной рукой ухватился за ее вершину, а другой упирается в расщелину, и весь прижался  к  серому камню, чтобы не свалиться в пропасть.

Говорят, то окаменелый пастух, чабан. Так говорят, а правда ли, нет, кто знает.
Когда наступает праздник жертв, Курбан-байрам, старики смотрят на Курбан-Кая и вспоминают о чабане.

Чабанов прежде много было - каждый зажиточный татарин имел свою отару. Только лучше Муслядиновой не было в долине, потому что чабаном у Муслядина  был  Усеин, а такого чабана не знали другого. Знал чабан Усеин каждую тропинку в горах, каждую прогалину в лесу, каждый ключ в лощине.

И Муслядин был так доволен им, что обещал ему свою дочь. Но Эмнэ   была  одна  у  Муслядина, а когда имеешь одну дочь, чего не сделаешь ради неё.

В сердце же Эмнэ жил давно другой, молодой Рефеджан, Арык-Рефеджан, как звали его в деревне за тонкий стан.

Узнал об этом чабан Усеин, разозлился на Рефеджана, а через неделю так случилось, что упал Рефеджан со скалы и разбился на месте.

Настал Курбан-байрам, принёс Усеин хозяину жертвенного барана, и, когда  рассказали ему, что убился Рефеджан, только усмехнулся - «Каждому своя судьба».

И когда зарезал курбана, омыл в его крови руки, усмехнулся ещё раз.

- От отцов дошло: кто сам упадёт, тот не плачет.

Понравилось мудрое слово Муслядину, и подмигнул он чабану, когда проходила по двору Эмнэ. Тогда послал чабан старуху, которая жила в доме, поговорить с Эмнэ.

- Хочет, чтобы ты полез на ту скалу, где убился Рефеджан. Влезешь, - пойдёт за тебя, - сказала старуха.

Почесал голову Муслядин.

- Никто туда не мог влезть.

- А я влезу.

- Хвастаешь.

Обиделся чабан Усеин и поклялся: - «Если не влезу, пусть сам стану скалой».

И видела Эмнэ, как на закате солнца стал взбираться чабан по скале, как долез почти до самой вершины и как вдруг оторвался от неё огромный камень и в пыльной туче покатился вниз.

Пошли люди туда, думали, разбился чабан, но не нашли его, а когда на восходе солнца пришли снова, то увидели чабана, превратившегося в огромный камень.

Говорят, когда долез чабан до вершины скалы, то увидел тень Рефеджана и окаменел от страха.

И сказали татары, что на Курбан-байрам принес чабан сам себя в жертву Аллаху, и назвали скалу - Жертвенной скалой, Курбан-Кая.

Так говорят, а правда ли, нет, - кто знает!» (Н. Маркс, «Легенды Крыма», 1915 г.)



В итоге мы решили посетить сначала Курбан-Кая. Пройдя насквозь, оказавшуюся неожиданно длинной Щебетовку, мы оказались на грунтовой дороге, огибающей по периметру виноградники совхоза-завода «Коктебель». Ориентироваться там не представляет никакого труда - все подходы к скале прекрасно видны. Только передвигаться по этой грунтовке после двух дней снегопада и последующего потепления оказалось весьма непростым занятием. Ноги увязали к глиняной каше, а кое-где путь преграждали непроходимые лужи, которые приходилось обходить сквозь заросли. Погода тоже не радовала - серые тучи время от времени проливались на нас противной мгой, что не поднимало настроения, а главное - не сулило красивых видов. Возможно, в другую погоду мы и решились бы штурмовать Красавицу, дабы перевалить хребет западнее Курбан-Кая, но в тот день мы решили обойти негостеприимно встретившую нас скалу по живописной тропе вдоль оросительного арыка, проложенному в средние века по склонам горы из урочища Водяная Балка. Живописна тропка не видами с неё, а сама по себе. Мы шли по изумрудной дорожке из мягкого мха, припорошённого вчерашним снегом, а по склонам тут и там были «разбросаны» такие же зелёные камни, на которых местами даже попадались грибы. В прозрачном лесу буйство запахов тающего снега, мха под ногами и весенней зелени вокруг вызывало одновременно ощущения и зимы, и лета.



Впрочем, о лете мы быстро забыли, когда начали штурм Туар-Алана. Вместо того чтобы следовать далее торной 205-й тропой в сторону Сандык-Кая и от неё на север по грунтовке на перевал, мы решили попробовать найти подъём мимо термального источника северо-западнее Водяной балки. Уже позже в Интернете я прочитал, что эта дорога, хоть и обозначена на карте, сейчас основательно заросла, и мы всё равно не нашли бы её.




Найденная же дорожка - когда-то, очень давно, явно бывшая укреплённой дорогой - по совершенно другому склону стала уводить нас строго вверх на север по узкому гребню. Мне эта дорожка тоже показалась весьма живописной - слева и справа её закрывают насыпи, за которыми склоны с обеих сторон резко уходят вниз. А чуть выше, деревья, склонившись над тропой, образовали своеобразный туннель, что мне тоже показалось весьма симпатичным.






Лена совершенно не разделяла моих симпатий, так как видов за насыпью и кустами «не показывали», а подъём оказался довольно крутым и потому не быстрым. За полтора часа мы прошли всего 2,5 км и поднялись вверх на 350 м на 600-метровую высоту. Где тоже не предвиделось никаких видовых перспектив. Причём, чем выше, тем больше в горах было снега, и тем хуже становилось настроение моей спутницы - ноги у неё окончательно промокли. Ещё больше часа по слякоти в лесу вдоль склона по местами теряющейся дорожке мы набирали жалкие 60 метров и наконец вышли к свободному от леса перевалу.

На мой взгляд, открывшийся вид стоил затраченных усилий! Как кто-то написал: «Лучшая видовая площадка юго-восточного Крыма». Просматривается громадная панорама от Узун-Сырта до Спящей Красавицы. И, конечно, чудесный вид на Коктебельскую бухту и Карадаг.



В сторону Старого Крыма тоже очень интересные виды, но отсутствие времени не дало возможности подняться к самой вершине Туар-Алана, чтобы увидеть более открытую панораму. Да и с погодой явно не повезло. Серое небо, слякоть под ногами - в ботинках уже и у меня к тому моменту хлюпало, - стремительно приближающиеся сумерки не позволили в полной мере насладиться окружающими пейзажами и сделать стоящих фотографий. Но я знаю точно - мы сюда ещё вернёмся!




Цейтнот и мокрые ноги заставили нас, кстати, отказаться и от первоначальных замыслов. Ни на Френк-Мезер уже не хотелось, ни в Старый Крым - переоценили мы немного свои силы. И так, начав спуск к Кизилташу около четырёх часов вечера, к Святой пещере мы вышли уже в потёмках только через час. Причём так увлеклись спуском по накатанной джиперами дороге, что не заметили как проскочили поворот в Кызылташ-Дере, и оказались в балке у ручья Мезарлык-Узень.

То есть, по нашим ощущениям, никаких развилок и не было - дорога не давала вариантов выбора. Только вывела не туда, куда мы рассчитывали, глядя на карту, а в тёмное ущелье, в котором, слава Богу, оказалась тропа вдоль ручья, под шум водопадиков которого, выведшая нас к Красному Камню и Святой пещере. Впрочем, к этому свойству крымских дорог - не соответствовать никаким картам - мы давно привыкли, главное, нашлась тропа, и не пришлось подниматься обратно и искать поворот в монастырское ущелье. Вышли!




Напомню, дело было шестого января - в сочельник. И вот мы вымокшие, уставшие, в предвкушении скользкой тропы через ночной лес встали как вкопанные у начала тропы в посёлок, не в силах уйти от монастыря. Происходящее завораживало. В густых сумерках, на фоне силуэтов гор светились белёные церкви монастыря, и оттуда лились звуки. Эти хоралы и пением язык назвать не поворачивается, разносящаяся по ущельям музыка просто загипнотизировала нас. Оторваться и продолжить «эвакуацию» заставила только сгущающаяся темнота. Эх, что же зимой дни такие короткие - всё время надо спешить! А порой так не хочется уходить…

В Коктебель мы добрались без приключений, благо автобусы из Урочища ходят часов до восьми вечера, и с этим проблем нет. Горячий борщ и рюмка-другая - что ещё надо усталому, продрогшему путешественнику, чтобы вернуть бодрость духа и начать строить планы на завтрашний день! И настроили, и опять с размахом. Но на сей раз и с погодой повезло, и планы выполнили на все сто. Но это только завтра, а пока надо ещё доползти по спящему Коктебелю до нашего домика на Тепсене…

Киммерийская зима, Кизилташ, Туар-Алан, Крым

Previous post Next post
Up