Делать размытые фотки - это модно сейчас?
Но по фоткам такое ощущение, что пальцем объектив полапали и не вытерли, извините. если это специально делалось - я в шоке, ибо постоянно хотелось протереть глаза. Я близорукая, примерно так я и вижу без очков - неприятное ощущение.
ВОТ! сперва даже испугалась, что с глазами такое 0_0 гадкое ощущение, пришлось перемотать большинство фото, хотя Гурзуф люблю. но этот расфокус очень напрягает
Насчет обработки фото - одна просьба: не делайте так больше, а? Пожалуйста!
Комментарии к заметке
Ноябрь в Гурзуфе.
Немного терминологии
Пикториализм (англ. pictorialism, от англ. pictorial - живописный) - течение в европейском и американском фотографическом искусстве конца XIX - начала ХХ вв., приверженцы которого стремились к пикториальному (картинному, подражающему живописи) фотографическому изображению. В работах фотографов-пикториалистов было заметно влияние австрийского символизма, английского прерафаэлизма, немецкого югендштиля, французского ар-деко и особенно импрессионизма, поэтому пикториализм ещё иногда называют фотоимпрессионизмом. Для достижения пикториального эффекта фотографы использовали особые техники съемки и печати: мягкорисующие объективы, фильтры, обработка позитива бихроматами, солями серебра....
Наиболее ярко выразил особенность «пикториального» искусства редактор журнала «Вестник фотографии» А. Донде в 1913 году: «Художественная светопись имеет целью создание при помощи методов фотографии художественных картин. Художественным же снимком мы назвали такой, в котором - а это самое главное - ясно виден замысел автора, выявлены его идея, переживания, его отношение к сюжету съемки. Поэтому художественный отпечаток должен выделять главное и подавлять подробности, в этом и будет состоять его внутренняя художественность. Внешняя же художественность должна заключаться в красивом распределении масс, пятен света и тени, в целесообразном выборе позитивного материала, цвета и монтировки, соответствующих идее работы и замыслу автора. Главный козырь фотографии - сходство полное, «фотографическое» сходство. А в художественной фотографии имеет значение второстепенное».
Мягкорисующие объективы и монокли позволяли с большей свободой передавать в пейзажах воздушную дымку, морскую даль, придавать рисунку недосказанность и фантазийность, что вполне способствовало достижению главной цели пикториалистов - поднять светопись до уровня высокого искусства. Пикториалисты стремились создать некий идеализированный мир, и этим отчасти обусловлен выбор сюжетов и техник. Излюбленные мотивы европейских фотографов - романтические развалины древних храмов, пасторальные пейзажи сельской местности, лесные поляны, залитые потоками солнечного света.
Немного имён
Добиться признания фотографии как вида изобразительного искусства - в общем, главной цели пикториализма - удалось впервые всё же не европейским, а американским мастерам светописи. Клэренс Х. Уайт, Эдвард Штайхен и Альфред Стиглиц - все они среди прочих техник использовали и мягкорисующую оптику. В 1905 году Стиглиц открыл Галерею «291» на Пятой авеню в Нью-Йорке, где вместе с фотографиями экспонировал полотна А. Матисса, О. Ренуара, П. Сезанна, Э. Мане, П. Пикассо, Ж. Брака, Д. О’Кифф, скульптуры О. Родена и К. Бранкузи. Тогда светопись заняла равноправное место среди изобразительных искусств не только в выставочном пространстве, но и в отношении критиков и публики.
В России же главным зачинателем данного направления стал киевлянин Николай Александрович Петров. В 1890-х годах он учился в Европе, где и произошло его знакомство с новомодным течением в фотоискусстве. После возвращения на родину Петров становится председателем Киевского фотообщества «Дагерр» и в начале XX века собирает международную фотовыставку, на которой преобладали фотоработы европейских пикториалистов, и которая послужила толчком к тому, что в России пикториализм получил своё очередное рождение. К этой технике обратились такие величайшие мастера, как Н. Андреев, Ю. Еремин, Б. Пашкевич, М. Шерлинг, А. Иванов-Терентьев, С. Лобовиков, С. Иванов-Аллилуев, С. Саврасов, Н. Свищев-Паол.
В ряду выдающихся мастеров отечественной светописи ХIХ столетия едва ли не первым стоит имя
Андрея Осиповича Карелина. Его творчество было безоговорочно признано современниками в России, Европе и Америке. Из наших фотографов именно Карелин «первым доказал всему миру своими многочисленными фотографическими этюдами-композициями, что художество и фотография стоят в самой близкой непосредственной связи, что фантазия художника-фотографа, его изящный вкус в выборе сюжетов-картин, полных мысли, могут быть осуществлены фотографией». (Прокудин-Горский С.М. А.О.Карелин // Фотограф-любитель. 1906. №9. С.285-286).
Как создатель своего неповторимого стиля в фотоискусстве, Карелин повлиял на многих фотографов своего поколения. Среди фотографов «школы Карелина» в первую очередь хочется вспомнить
Юрия Петровича Ерёмина и его воздушные, композиционно безупречные, легко узнаваемые пейзажи. Среди которых крымские чуть ли не самые знаменитые - один только его «Гурзуф» обошел 27 стран, получив в общей сложности 14 наград!
Другой ученик Карелина - Николай Платонович Андреев заставил пересмотреть сложившиеся традиции крупнейших салонов стран Европы - присуждать высшие награды только своим соотечественникам. На выставке декоративных искусств 1924 года в Париже и на международной выставке 1927 года в Сарагосе (Испания) Н.П.Андреев был удостоен золотых медалей. Николая Андреева называли «поэтом приокских берегов» - он был «непревзойденным талантом воздушной перспективы, изображавшим с особенной лиричностью даже быт небогатых серпуховских крестьян, кормящих скот и убирающих в подвалы картофель».
Ну и никак нельзя забывать, что и на снимках, особенно ранних, классика чешской фотографии Йозефа Судека тоже не обошлось без фотоимпрессионизма!
Немного техники
Пикториалисты, отдавая дань документальной природе фотографии, считали это свойство полезным лишь в определенных случаях. Фотографический снимок, копирующий действительность, по их мнению, оставался всего лишь "протоколом", а человек, зафиксировавший только то, что видела в момент съемки его "мертвая камера", не мог называться художником. Задача фотографов нового направления заключалась в создании произведения, наполненного содержанием и настроением, заставляющего зрителя сопереживать и сочувствовать.
Внести в снимок третье, четвёртое, пятое измерения - как-то время, настроение, воздух, эмоции можно различными способами, самые сложные из которых - это различные методы мокрой фотопечати изображений, а самый простой и популярный - монокль.
Монокль - это мягкорисующий объектив, состоящий из одной-единственной вогнуто-выпуклой линзы-мениска, обращённой вогнутостью наружу (к предмету). Изображение, создаваемое моноклем, малоконтрастное и характеризуется наличием хроматических аберраций и комы, а также непостоянной резкостью, снижающейся к краям кадра. Впрочем, подбирая диафрагму, уменьшая действующее относительное отверстие монокля, можно, снижая степень размытия, заметно повысить резкость. Именно диафрагмой контролируется рисунок монокля - от туманного рисунка на больших относительных отверстиях, до фактически реалистичного рисунка при сильно «зажатой» диафрагме. Кроме резкости эффект монокля определяется также величиной неисправленных аберраций (в основном сферической), которая в свою очередь зависят от оптических свойств линзы мениска, её геометрических размеров, и опять же величины отверстия в диафрагме.
Любому фотолюбителю под силу самому сделать монокль. Для этого можно для начала почитать
мою заметку середины 90-х годов прошлого века, купить в оптике подходящую линзу, не выкинуть какую-нибудь круглую пластиковую бутылку, и, вооружившись паяльником, сварить монокль подобный первому сделанному мной. Вполне рабочая конструкция, позволявшая получать очень выразительные снимки! А если серьёзно, то монокли проще всего делать, разбирая старые советские («убитые») объективы и подбирая итоговый рабочий отрезок макрокольцами.
Ну а если не жаль потратить несколько лишних сотен долларов, то надо помнить, что фактически все старые фотофирмы выпускали и выпускают мягкорисующие объективы для художественной фотографии. Самый знаменитый из них и когда-то один из самых дорогих, наверное, Dreamagon. Сейчас - это редкость, которую ещё поискать.
А вот Pentax FA 85/2.8 soft и FA 28/2.8 soft малыми партиями выпускаются и сейчас. И если повезёт… Мне повезло! Широкоугольный мягкорисующий объектив с углом зрения в 75 градусов, благодаря специальной конструкции, при съёмке на открытой диафрагме (от f/2.8 до f/5.6) объектив формирует очень мягкое, малоконтрастное изображение с размытыми, сглаженными контурами, оставаясь резким и хорошо разрешающим мелкие детали изображения. Эффект смягчения основан на явлении сферической аберрации и зависит, как и в монокле, от значения диафрагмы. Но в отличие от монокля, софт-объектив создаёт изображение равномерно резкое по всей площади кадра, поэтому судить об этой «картинке» как о нерезкой и расфокусированной в корне неверно! А при съёмке на диафрагме от f/5.6 до f/22 объектив работает как обычный автофокусный широкоугольник. Тот, кто работал с моноклями, поймёт меня - не объектив, мечта! Монокли пылятся на полке, а «софт» путешествует в фоторюкзаке, выжидая своего часа, чтобы попытаться помочь автору выразить свои сумбурные эмоции через призму фотографического изображения.
Немного занудной метафизики
По сути, «софт»-объектив - такой же инструмент в руках фотографа, как в руках художника кисть, мастихин, перо или пастель. И не зрителю диктовать художнику технику и метод выражения своих чувств и передачи своих эмоций. На мой дилетантский взгляд, задача художника - использовать весь возможный арсенал доступных ему средств максимально выразительно и полно, но не обязательно максимально доступно зрителю. Задача же азартного и жадного зрителя не просто увидеть и почувствовать то, чем хотел поделиться художник, но, по возможности, поняв метод, глубже сопереживать автору…
Впрочем, я не силён в формулировании иррационального, но хочу заметить, что различные способы внесения оптических искажений, неподвластные всемогущему Фотошопу, популярны в эпоху цифровых изображений ничуть не меньше, чем десять и двадцать лет назад. Несмотря на то, что монокль стало сделать дешевле и проще из-за наличия громадного рынка старых дешёвых объективов, несмотря на то, что легендарный Dreamagon можно купить на e-bay за сотню евро, производители продолжают придумывать и выпускать всё новый и новый инструментарий для внесения в изображение действительности авторского видения!
Немного о прогрессе
Журнал Foto&Video № 12/2011, статья
А.Акимова о «творческих объективах» Lensbaby Composer Pro: «Цифровые манипуляции прочно вошли в практику фотографов-профессионалов и фотолюбителей. Компьютеры становятся всё мощнее, графические редакторы всё изощрённее; компактные и зеркальные камеры обзаводятся «спецэффектами», но имитация оптических искажений пока остаётся для них сложной задачей».
Журнал Foto&Video № 2/2012, статья А.Слабухи о новом пинхол-объективе Kenko: «Совершенство технологий только провоцирует обращение к простейшим инструментам. Пинхол - это точка отсчёта. Микроскописческое отверстие, объектив без стекла - только воздух, где изображение буквально касается светочувствительного элемента».
«Есть фотографы, которые всегда хотят сделать с изображением что-то необычное. Это для них выпускают мягкорисующие объективы, «рыбьи глаза» и эффектные фильтры». Как бы то ни было, а пинхол от Kenko я, наверное, тоже куплю, потому что люблю необычное и небанальное. Люблю почерк и не люблю безликость… Вот, моей супруге один из её сослуживцев сказал, что от её живописи, подобной тому же
«Гурзуфу», у него глаза болят и зрение портится. Стоит ли ей после этого писать в более востребованном и понятном стиле детального реализма? Или надеяться и ждать своего зрителя?..