Горький в стиле «модерн»

Mar 26, 2024 10:40





После посещения выставки Рериха в Новой Третьяковке мы вышли в серый, но пока ещё не дождливый день, перешли через мост к Остоженке и, быстро миновав её, свернули на Гоголевский бульвар в сторону Музея-квартиры Максима Горького, что на следующем - Никитском бульваре. И сама дорога была полна занятных интересностей - оказывается, Москва продолжала пребывать в новогоднем убранстве! Бульвары сверкали лампочками и стразами нарядных новогодних арок. А у начала Арбата распевали и пританцовывали кришнаиты в ярких одеяниях. Но мы не стали особенно задерживаться, мы торопились, чтобы успеть осмотреть интерьеры особняка в стиле европейского модерна.





Дом этот принадлежал купцу Степану Рябушинскому, и был создан архитектором Федором Шехтелем, а в создании внутренних убранств принимал участие сам Михаил Врубель! Витражи, декоративные светильники, причудливая лепнина - всё это мы просто обязаны были увидеть «вживую»!





Да, здание нас впечатлило! С первого взгляда на фасад, украшенный фризом из изысканных мозаик с ирисами самых разнообразных цветов и форм, на окна с модерновыми решётками-деревьями, на плавных изгибов перила балкона! И Лена плясала с фотоаппаратом, пытаясь отыскать прогалы меж ветвей деревьев, чтобы запечатлеть это утончённое чудо - и уворачиваясь от капель начавшего-таки сыпать дождика.







Мы вошли в здание - и ахнули при виде лестницы на второй этаж. Модерн во всей своей причудливой изысканности, сказочная эльфийская красота и волшебство!





Комнаты со старинной деревянной мебелью, резные двери, аутентичные оконные рамы, затейливые ручки на окнах и дверях - всё тут было восхитительно.











Но витал над особняком неуловимый отпечаток какой-то запущенности. Нарядные потолки со следами протечки - обескураживающе-обидно, ну как же так?.. Оставалось надеяться, что взятые с нас дополнительно - за фотографирование, архаический сбор какой-то! - деньги пойдут, может быть, на восстановление целостности крыши!











После революции владелец дома с семьей эмигрировал в Италию. А особняк национализировали. Он успел побыть детским домом, издательством, Наркоматом по иностранным делам, и за время пребывания тут всяческих контор утратил часть своих чудесных интерьеров.









А затем в 1935 году дом передали в пользование Максиму Горькому. Пролетарский писатель не слишком радовался непривычной роскоши убранства, но смирился, обустроил комнаты под себя, и провёл в особняке остаток своих дней. Но всегда раздражался, если его называли хозяином этого дома, подчёркивая, что своих домов у него никогда не было и нет, а этот - выделен ему государством.



Е.П.Пешкова, М.Горький, М.Пешков. Фото: М.С.Наппельбаум, 1928



Катюша и Максим Пешковы. Фото: М.П.Дмитриев, Н.Новгород, 1903



Мы прошлись по комнатам и в одной из них обнаружили богатую коллекцию нэцкэ, которую очень интересно было порассматривать...

















В который уже раз мы заворожённо разглядывали со всех ракурсов чудесную лестницу, витиеватые изгибы светлых перил, сталагмиты, сияющие под лампой, и накрывающий лампу сверху сияющий черепаший панцирь-купол… Медленно поднялись по ней на второй этаж.











На втором этаже целая галерея интересной живописи - в основном портреты хозяина и членов его семьи.



Портрет А.М.Горького. Б.Д.Григорьев. 1926



Портрет Е.П.Пешковой. С.А.Сорин. 1902



Портрет А.Ф.Смысловой-Галл (актрисы ГАБТ, друга семьи). П.Д.Корин. 1935



А.М.Горький. В.Хааген-Мюллер. 1927



Портрет А.М.Горького. П.Д.Корин. 1937



Вид на Соррентийский залив. Ф.С.Богородский. 1930



Собор в Сорренто. Ф.С.Богородский. 1930



Сорренто. В.Н.Яковлев. 1933



Везувий. П.П.Кончаловский. 1924



М.В.Нестеров. Вечер на Волге (Одиночество). 1932



Портрет А.М.Горького. И.Н.Ракицкий. 1927

Нас ждало ещё посещение молельни с иконостасом на третьем этаже особняка. Степан Рябушинский был старообрядцем, вынужденным прятать свою тайную домовую церковь, поскольку старообрядчество в стране до 1905 года было запрещённым. На нас произвело впечатление это необычное пространство с покрытыми росписями стенами и потолком. Но представить атмосферу этих скрытых таинств, проходивших некогда здесь, как-то не получилось…





Ну и ещё, на прощание, несколько кадров завораживающей чудо-лестницы.









На обратном пути мы уже неторопливо прогулялись по Никитскому бульвару - нырнули в переливающиеся розово-зелёным перламутром недра новогодней арки-туннеля.







И свернули на Арбат. Просто так, пройтись и поглазеть - до электрички ещё оставалось часа полтора. Позаглядывали в магазины с сувенирами, прошлись мимо стендов с фотовыставкой, посвящённой Юрию Сенкевичу, до театра Вахтангова и вернулись обратно...









Лена нашла забавную тантамареску и радостно сунула голову в фотоматрёшку, прижимающую к расписной груди зайца. Матрёшка была самой маленькой, она явно предназначалась для ребёнка, и позировать Лене при её росте оказалось максимально неудобно. Но зато фото получилось предсказуемо великолепным!



Время летело незаметно, и пора было начинать путь к вокзалу. И мы, нырнув в подземный переход, успели застать самый краешек выступления двух скрипачей. Исполнялось что-то восхитительно-мажорное. Звуки, усиленные звукоснимателями, победно взмывали под каменные своды. Жаль, не успели мы записать на видео ни минутки этого великолепия! Но настроение уносили с собой - радостное звучание этого пасмурного, но всё равно праздничного московского дня!

24.02.2024

музей

Previous post Next post
Up