Во дворе Юсуповского дворца мы оказались минут за пятьдесят до начала сеанса в наших электронных билетах. Замкнутый двор с иллюминацией посередине уже погружался понемногу в синеватые сумерки.
Просканиров у вахтёра билеты (хорошо, что телефон не замёрз на морозе!), мы очутились в людных коридорах, где за гардеробом под низкими сводами обнаружились магазин с сувенирами, кафе и зал ожидания. А в туалетном коридоре на стенах привлекли внимание занятные картинки, отсылающие к давним временам.
До начала экскурсии оказалось ещё прилично времени, а потому мы смогли вволю нагуляться в недрах сувенирного магазина. И, конечно, накупили магнитиков, и открыток, и ещё всякой сувенирной ерунды, и книгу в подарок подруге. Так что в конце концов дама на кассе преподнесла нам в подарок календарик и магнитную божью коровку - и мы понесли всё это богатство в камеру хранения.
Подходило время нашего сеанса. Мы предъявили билеты и были пропущены на парадную лестницу дворца. И только спустя время поняли, что совершили ошибку, не взяв наушники, чтобы слышать экскурсовода. Однако что ни делается - всё к лучшему. Немного пройдясь со своей экскурсией, мы в конце концов от неё отстали, прилепившись к следующему экскурсоводу. Та была куда живее и говорила громче. А мы вскоре пустились по дворцу в «свободное плавание»… Но сперва - была парадная лестница…
Такого впечатления от интерьеров, пожалуй, прежде нам не доводилось испытывать! Великолепие лестницы ошеломило. Вокруг всё сверкало, и оказалось вдруг проблемой выбрать, куда глядеть в первую очередь. Чем любоваться: скульптурами? огромной шикарной люстрой? самой лестницей с белоснежными перилами-балюстрадами? А за окном густым ультрамарином светились сумерки, и за стёклами справа и слева плавали загадочные очертания великолепных залов.
Конечно, далеко не всё великолепие Юсуповского дворца дошло до наших дней. И в каждом зале посетители видят картинку, изображающую, как тут всё выглядело в лучшие времена. Утраченные детали интерьеров, картины, ныне заменённые на копии не самого лучшего качества… И всё же - дворец потрясает!
Большая городская усадьба Юсуповых с дворцом и флигелями - архитектурный ансамбль XVIII-XX в.в. - формировался в существующих границах земельного участка от Мойки до Офицерской улицы не одно десятилетие. Начало его истории восходит к петровской эпохе. Обширные земли на левом берегу Мойки были пожалованы племяннице императора Петра I царевне Прасковье Иоанновне, которая в 1726 году подарила и земельный участок, и каменный дом лейб-гвардии Семёновскому полку. Штаб семёновцев располагался здесь больше десяти лет, после чего земля была продана частным лицам. Одним из них стал граф П.И.Шувалов - влиятельный сановник времён Елизаветы Петровны. Унаследовав имение от отца, молодой граф А.П.Шувалов, входивщий в близкое окружение Екатерины II, произвёл здесь кардинальные изменения. При нём усадьба приобрела окончательные границы, а сооружения соединились в комплекс хозяйственных построек.
«Граф А.П.Шувалов - блестящий царедворец двора Екатерины, приятель Вольтера и Лагарпа, сам писал французские стихи, часто приписываемые лучшим французским современным поэтам». /Сперанский/ В его доме на Мойке бывали Г.Р.Державин, Н.И.Новиков, Д.И.Фонвизин. Здесь читал свои оды и научные трактаты великий Ломоносов.
В 1789 году граф скончался, и наследники продали владение на Мойке в казну. Судьбой дворца в 1795 году распорядилась императрица, пожаловав его своей статс-даме и близкой подруге графине А.В.Браницкой «в вечное и потомственное владение». В 1830 году обер-гофмейстерина А.В.Браницкая уступила свой дом в Петербурге младшей сестре, княгине Татьяне Васильевне Юсуповой (1769-1841). Эта дата стала началом отсчета юсуповской истории дворца и усадьбы на Мойке.
Спальня княгини
Новые владельцы развернули масштабные работы по реорганизации усадебного пространства, пригласив известного петербургского архитектора А.А.Михайлова. Здание дворца, лицевым фасадом обращенное к Мойке, было надстроено в центре и вместе с пристройками подведено под единую крышу. Юсуповы планировали жить в усадьбе круглый год. Поэтому рядом с дворцом и существующим садовым павильоном появились флигеля: Прачечный, в котором была и гладильня, Конюшенный со стойлами для 15 лошадей, Садовый. Позже прибавились двухэтажные дома для проживания прислуги, вместительный каретный сарай, остеклённые оранжереи, ледники, и другие служебные постройки. Усадьба, раскинувшаяся на двух гектарах земли от реки Мойки до Офицерской улицы, включала и обширный пейзажный парк.
Большая Ротонда
Большая Ротонда
Большая Ротонда, 1850-е
22 февраля 1919 года был опубликован декрет А.В.Луначарского: «Дворец б.кн.Юсупова, находящийся по набережной Мойки 92/94, представляющий художественно-исторический памятник и заключающий собрание картин и предметов художественного значения, объявляется национальной собственностью и переходит в ведение Комиссариата Просвещения по Отделу по делам музеев и охране памятников искусства и старины».
Чрезвычайная комиссия обнаружила в тайных кладовых дворца болеее тысячи картин кисти Давида, Фрагонара, Коро, Гвидо Рени, Робера, Веласкеса, ван Дейка, Рубенса, Рембрандта... скрипки великих итальянских мастеров XVI - XVIII веков... редчайшие предметы прикладного искусства и драгоценности... рукописи, письма и автографы Державина, Пушкина, Вяземского, Гоголя, Хомякова, Шиллера, Гюго, Мериме...
20 сентября 1919 года в стенах дворца была открыта художественная выставка, затем музей дворянского быта. В 1925 году Ленинградское отделение Главнауки передало б. Юсуповский дворец в ведение Ленинградского Губотдела Союза работников просвещения, и на долгие годы он стал центром профессионального общения и творческого досуга. Во время блокады четыре снаряда и пять фугасных бомб разорвались во дворце и на усадьбе - пострадали интерьеры Мавританской и Зелёной гостиных, с трудом удалось сохранить Домашний театр. Самые обширные ремонтно-реставрационные работы и во дворце и на усадьбе проводились в 1960-1970 годах. Сегодня можно говорить о первых итогах масштабных реставрационных работ, проводимых в соответствии с научной концепцией развития усадебного комплекса.
Синяя гостиная
Синяя гостиная, 1860-е
Портрет неизвестной, художник В.К. Штембер 1914 г.
Красная (или Золотая) гостиная
Портрет первой хозяйки дворца Зинаиды Ивановны Юсуповой. Л.Э.Дюбюф, 1858
В XIX веке Красную гостиную называли Императорской, т.к. по обычаю здесь находился портрет царствующего императора
Зелёная гостиная
Танцевальный зал
Танцевальный зал, 1860-е
Банкетный зал
Экскурсия, ахая, двигалась от зала к залу, хваталась за мобильники и фотоаппараты, пытаясь запечатлеть эту красоту. Сложно представить, что во всём этом жили люди. Однако же - богатейшая династия, богаче императорской фамилии!
Хан-Юсуф (1480 - 1555 гг.) Бий Ногайской орды
Сююмбике (1520 - 1557 гг.) Дочь хана Юсуфа, царица Казанского ханства
Князь Григорий Дмитриевич Юсупов (1676 - 1730 гг.) Генерал, сенатор, сподвижник Петра I
Князь Николай Борисович Юсупов - старший (1751 - 1831 гг.)
Князь Николай Борисович Юсупов - старший (1751 - 1831 гг.) Действительный тайный советник, сенатор, директор императорских театров, императорского Эрмитажа. Верховный маршал коронаций императоров Павла I, Александра I и Николая I.
Татьяна Васильевна Юсупова (1769 - 1841 гг.) Супруга Н.Б.Юсупова - старшего
Княгиня Татьяна Александровна Юсупова, урождённая Рибопьер (1829 - 1879 гг.) Фрейлина русского императорского двора, супруга князя Н.Б.Юсупова
Княгиня Зинаида Ивановна Юсупова, урожденная Нарышкина (1809 - 1893) Фрейлина русского императорского двора, супруга Б.Н.Юсупова
Княгиня Зинаида Ивановна Юсупова, урожденная Нарышкина (1809 - 1893) Фрейлина русского императорского двора, супруга Б.Н.Юсупова
Княжна Зинаида Николаевна Юсупова (1861 - 1939 гг.) Старшая дочь Н.Б. и Т.А. Юсуповых
Княгина Зинаида Николаевна Юсупова (1861 - 1939 гг.) В.А.Серов 1900 - 1903 гг.
Князь Феликс Феликсович Юсупов, граф Сумароков-Эльстон (1856 - 1928 гг.) Генерал, главный начальник Московского военного округа, главноначальствующий над Москвой. В.А.Серов 1900 - 1903 гг.
Николай Феликсович Юсупов (1883 - 1908 гг.) В.А.Серов, 1900 - 1903 гг.
Род Юсуповых берёт свое происхождение от потомка татарского аристократа Юсуфа-мурзы. Его дети поступили на службу к Ивану Грозному, а один из внуков - Абдул - принял православие, изменил фамилию на Юсупова Дмитрия Сеюшевича. Он, к слову, поддержал в гонке за престол малолетнего царевича Петра Алексеевича. Легенда гласит, что в ночь после принятия Абдуллой православия во сне к нему явился пророк Мухаммад и проклял род Юсуповых за вероотступничество. Согласно проклятию, в каждом поколении до возраста 26-ти лет доживал только один мужчина. Проклятье обрушилось и на поколение, запечатлённое Валентином Серовым, - старший сын Николай был убит на дуэли, не дожив до 26 лет всего полгода.
Феликс Феликсович Юсупов (1887 - 1967 гг.) В.А.Серов, 1900 - 1903 гг.
Феликс Юсупов в своих мемуарах писал, что узнал о проклятье ещё в далёком детстве и ужасно его боялся, ведь по итогу выживет лишь один из братьев. Гибель Николая настолько укрепила веру в проклятье и страх младшего брата, что Феликс и его потомки больше не имели свыше одного ребенка в поколении, боясь бросать вызов судьбе.
Портрет княгини З.Н.Юсуповой. К.Степанов, 1903 г.
Санкт-Петербург, 4 января 2024 г.
ПРОДОЛЖИТЬ ЭКСКУРСИЮ...