Проведя полдня в корпусе Бенуа Русского музея
на юбилейной выставке Сурикова, и не попав в сам музей в Михайловском дворце, мы отправились к Михайловский замок, не питая особых надежд на то, что там нам удастся купить билеты. Однако повезло! В замок текли просто толпы народа, но, изрядно потолкавшись в очередях, мы успешно приобрели билеты и - самое сложное - сдали одежду в гардероб. А заодно - выяснили, что мысли о льготных билетах по удостоверениям художественных союзов следует оставить. Для приобретения таких билетов во все филиалы Русского музея доступным остался только один (!) день в месяце! И тот не скоро. Немного шокированные таким известием, мы заключили, что при сложившихся обстоятельствах наилучшим будет приобрести билеты в Михайловский и Юсуповский дворцы, куда мы тоже планировали попасть, через интернет…
Михайловский замок - раньше его ещё называли Инженерным - был построен в конце XVIII века под руководством архитектора В.Бренны по эскизам Павла I. Император успел прожить в нём лишь 40 дней, он был убит заговорщиками в своих покоях в марте 1801 г.
Интерьеры Михайловского замка современники называли чудом роскоши и вкуса. В их художественном оформлении принимали участие знаменитые мастера монументальной живописи. Подобно многим аристократическим дворцам той эпохи, замок сочетал в себе функции парадной резиденции императорской семьи и музея художественных коллекций античного, западноевропейского и русского искусства.
После смерти Павла I на протяжении двух веков в замке располагались военно-учебные заведения. Соответственно, интерьеры дворца были во многом утрачены. В 1990-е годы Михайловский замок стал филиалом Русского музея, который отреставрировал часть помещений и разместил в них экспозицию, но парадные залы ещё долгое время оставались заняты Центральной военно-морской библиотекой. В апреле 2018 года её фонды были полностью переведены в новое здание на Васильевском острове, что позволило музею провести реставрацию и этих залов.
По Парадной лестнице мы поднялись на бельэтаж, где были расположены парадные залы: направо - императора, налево - императрицы. Убранство лестницы практически не сохранилась. Нынешний вид с воинскими атрибутами был создан во времена Инженерного училища.
Пройти сразу к отреставрированным залам Павла от Парадной лестницы нельзя, надо идти в обход через «женскую половину». Но в угловых комнатах у лестницы размещена выставка «Лица России» - множество портретов, начиная от царских времён, и заканчивая XX веком. Богданов-Бельский, Василий Сварог - «Ленин и Сталин в Горках»; Нестеров, портрет Е.С.Кругликовой, портрет Будённого кисти Авилова (с занятной надписью «позировал 50 минут»)… Не столько живопись, сколько некоторые лица вызывали интерес и желание сохранить их портреты в нашем альбоме. Так что здесь лишь малая толика представленной в замке галереи.
Граф С.Р.Воронцов. Ж.Л.Вуаль, 1774
Графиня Е.С.Самойлова. Антон Граф, 1790
Т.В.Юсупова. Х.Робертсон, 1841
А.С.Муравьёва-Апостол с сыном Матвеем и дочерью Екатериной. Жан-Лоран Монье, 1799
М.П.Буяльская (рож. Дроссард). А.Е.Егоров, 1824
Н.В.Гоголь. Ф.А.Моллер, нач. 1840-х
Сочинение. Н.П.Богданов-Бельский, 1903
Портрет артистки ленинградского радио М.Г.Петровой. Я.С.Николаев, 1942
К.С.Станиславский. П.В.Вильямс, 1933
В.И.Ленин и И.В.Сталин в Горках в 1923 году. В.С.Сварог, 1938
Портрет лётчика-истребителя И.М.Шишканя. И.А.Серебряный, 1943
Е.С.Кругликова - известный график, мастер гравюры и силуэта, живописец. М.В.Нестеров, 1939
Г.С.Уланова, этюд. В.М.Орешников, 1946
Посмотрев на «Лица России», возвращаемся в зал Антиков с портретами родителей Павла I кисти художника Гроот Георга Христофа.
Великая княгиня Екатерина Алексеевна (~1745) - урождённая София Августа Фредерика Ангальт-Цербская. С 1745 г. - великая княгиня, супруга великого князя Петра Фёдоровича. С 1762 г. - императрица Екатерина II.
Великий князь Пётр Фёдорович (1750-е) - Карл Пётр Ульрих - сын герцога Голштейн-Готторпского Карла Фридриха и дочери Петра I Анны Петровны. После принятия православия в 1742 - великий князь, с 1761 - император Пётр III.
Великая княгиня Наталья Алексеевна, первая жена в.к. Павла Петровича. Мари-Анн Колло, 1775
Екатерина II в образе Минервы. До 1765
Из зала Антиков переходим в Галерею Рафаэля. Её стены раньше украшали гобелены, подаренные французским королём Людовиком XVI. В зале сохранились потолочные плафоны, которые создавались под руководством Бренны, и представлены парадные портреты Романовых.
И мы, разглядывая членов императорской фамилии, в которой раз обратили внимание на привлекательность Александра III, и его супруги Марии Фёдоровны.
Мы шли через парадные залы, замирали перед внушительными статуями над дверями, разглядывали богато украшенные камины и заглядывали в пугающе-бесконечные галереи, создаваемые отражением друг в друге зеркал в Большом Столовом зале, сочувственно взирали на нежный профиль последней императрицы Александры Фёдоровны. И глядели из окон Мраморного галереи, переименованной во времена училища в Георгиевский зал, на Фонтанку, на звеняще-яркий, скованный морозом и залитый солнцем город.
Тронный зал императрицы Марии Федоровны
Портрет императрицы Александры Федоровны, жены Николая I, с детьми (сыном Александром и дочерью Марией). Начало 1820-х гг.
Император Александр III (1845-1894). А.В.Вернер, 1897
Императрица Мария Фёдоровна (1847-1928). М.М.Антокольский, 1887
Императрица Александра Фёдоровна (1872-1918). М.М.Антокольский, 1896
Император Николай II (1868-1918). М.М.Антокольский, 1896
Большой Столовый зал
Императрица Александра Фёдоровна на манёврах в Калинине в 1835 г. Блезер Густав, 1841
Парад 30 августа 1834 года на Дворцовой площади в Петербурге (освящение Александровской колонны). В.Г.Раев, 1834
Стены Мраморной галереи полностью облицованы искусственным и натуральным мрамором. Вдоль стены было установлено три камина, украшенные полудрагоценными камнями.
Дальше находится Овальный зал, украшенный под потолком кариатидами. Там же находится мемориальная доска времён училища в честь заслуг военного министра Ванновского.
Наконец мы дошли к недавно открытым восстановленным залам анфилады императора Павла I. Завершение реставрации парадных залов называли «Событием века»: апартаменты камер-фрейлины Протасовой, частично восстановленная Галерея Арабесок, так как не сохранилось её фотографий, Тронный зал и Воскресенский зал, где проходило прощание с Павлом I...
В апартаментах камер-фрейлины Протасовой ныне располагается галерея Романовых - уникальное собрание портретов членов императорской семьи, созданное для Зимнего дворца по указу Николая I.
Портрет великих княжон Марии Николаевны и Ольги Николаевны. Т.А.Нефф, 1838
Портрет Петра Фёдоровича. Неизвестный художник, не позднее 1758
Портрет Екатерины I. Неизвестный художник, ок.1725
Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны. Тишбейн И. Ф. А., 1800-е
Портрет правительницы Анны Леопольдовны. Каравак Луи, 1740
Е.Л.Стрешнева - вторая жена царя Михаила Фёдоровича, мать царя Алексея Михайловича. Нефф Т.А., 1865
В Тронном зале воссоздали зелёное бархатное убранством стен. Материал для них был заказан в парижской мануфактуре, работающей по историческим образцам. Во времена Инженерного училища в Тронном зале располагалась Библиотека. Березовые шкафы, созданные в XIX веке, ныне заперты.
В глубине длинного двусветного зала ярким пятном выделялся трон императора под пунцовым балдахином, установленный у восточной стены на возвышении из восьми ступеней. Сейчас там портрет Павла и кресло. К сожалению, на фотографии его загородил посетитель.
Стены Воскресенского зала отделаны искусственным жёлтым мрамором. На стенах расположены исторические картины, изначально писавшиеся для этого зала: два полотна Аткинсона: «Крещение Руси» и «Дмитрий Донской в Куликовской битве» (сейчас в зале репродукции), и два полотна Григория Угрюмова: «Взятие Казани Иваном Грозным» и «Призвание на царство Михаила Федоровича». На потолке зала была фреска, утраченная ещй в XIX веке. В начале XX века на её месте сделали роспись - знак военного инженерного училища.
Прохода из Воскресенского зала к Парадной лестнице нет, поэтому мы вернулись через залы, расположенные вдоль Фонтанки, к Столовому залу и спустились на первый этаж, где обнаружили скульптуры из Летнего сада. В саду же давно установлены их копии, так как мрамор сильно страдает от петербургского климата. Всегда любили гулять по Летнему саду и рассматривать там кажущиеся живыми статуи!
Амур и Психея. Италия, кон.XVII века
Коррина. Старик в короне. Италия, нач.XVIII века
Вакх (Bacchus). Баратта Пьетро, нач XVIII века
Минерва
Агриппина
Диана
Церера
Далее мы прошли через открытый фонд скульптуры конца XIX - начала XX века, в котором мы тоже нашли для себя несколько интересных произведений.
Женский портрет. М.Л.Диллон, гипс, 1906
Мак. М.Л.Диллон, гипс, 1902
А в покоях императора Павла Петровича теперь проводят временные выставки. Мы попали на выставку иллюстраций к детским книгам - довольно неожиданную в этом месте. Она, кстати, надолго приковала к себе наше внимание и очень увлекла Лену, как художника. Сколько тут было замечательных авторов, сколько увлекательных картинок! И немало встретилось знакомых - по воспоминаниям детства! Да и те, что в детстве нам не попадались, тоже оказались очень любопытными.
Поразила своей красотой и необычностью вписанная в анфиладу парадных залов дворцовая церковь Святого Михаила. Таких нарядных Царских врат нам, пожалуй, ещё не приходилось видеть! И мы долго разглядывали иконы, и росписи на потолке, и белоснежные скульптуры двух ангелов над Вратами.
Нагулявшись по Михайловскому замку, мы вышли в морозный вечер.
Во дворе восседал на троне выгнанный из замка его автор и хозяин.
Потом мы вновь отправились в странствие по улицам и площадям, украшенным звёздами и огнями Рождественских иллюминаций...
Санкт-Петербург, 3 января 2024 г.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...