Давненько мы не странствовали в Лисью бухту… А в прежние времена это был для нас один из программных маршрутов. Не оттого, что так уж любили мы там купаться - вовсе нет. Холодная вода в сочетании с лишённым тени жарким пляжем не слишком-то способствовали купальной неге. Но вот колорит самого пути! Окружающие виды, атмосфера дикости и первозданности! Это нынче в Лиске пусть дикая, но цивилизация, а вскоре, глядишь, и санатории понастроят. В прежние времена тут было дико, и бесшабашная нудистская вольница воспринималась как сама собой разумеющаяся. Не было ни палаток с пивом, ни кафе, ни многочисленных авто. Не были расчерчены окрестные холмы полосами-следами от шин - тех отчаянных автолюбителей, что готовы рисковать при подъёме на опасные кручи… И, вспоминая те времена, так и подмывает начать стариковское брюзжание: было лучше! Была нетронутая природа, и первозданный простор Киммерии. А на самом деле - просто мы были тогда молоды…
И вот мы в который раз начинали путь от Курортного. Заглянули для порядка на биостанцию, выли на пляжик с видом на Карагач с его королевской свитой... Пробежали по посёлку, полному солнца и тепла, цветущего и нарядному. Не смогли воздержаться от дешёвых по коктебельским меркам чебуреков…
Впереди ожидало не близкое странствие. За окраиной Курортного начинались горы и холмы - мы выбрали верхний путь к Лиске. Той самой памятной тропой, где когда-то, в год нашего свадебного путешествия, застигли нас град, и гроза, и тугие чёрные жгуты над горами - то ли смерчей, то ли просто плотных дождевых струй. Нас спас тогда большой камень с крохотной нишей-пещеркой, где мы спрятались от стихии, наблюдая, как долбят в соседнюю гору извилистые, нервные росчерки молний…
Сегодня было солнечно, ярко, просторно. Острые скальные вершины, словно сторожевые башни, венчали горную стену, ограждавшую долину с виноградниками.
А позади открывался вид на бухту, и Карагач вдавался в море щетинистым, хребтистым зверем. Словно Чудо-Юдо из сказки, нёс на спине замки и башни, зубцы средневековых крепостей, каменные фигуры людей и животных… За ним лежит экологическая тропа через Кара-Даг, по которой мы ходили когда-то - или ещё пройдём в будущем, восхищаясь и пугаясь, в который раз становясь частью этого заповедного, зачарованного мира…
А сине-бирюзовая морская гладь - впереди, куда мы двигались понемногу - окаймлялась замечательными, словно с акварелей Волошина берегами. Изрезанный ландшафт, зелёные травы над узорами бедлендов… Творчество природы, спор и единство выветривания и живой органики. И полосы светлых, песчано-галечных, самоцветных пляжей каймили морскую синь, где-то там росли кажущиеся сверху крохотными кустиками деревца, и пестрели палатки любителей дикого отдыха.
А мы нет-нет, да и поворачивали головы вправо. Туда, где над зеленью горного леса высились серые скалы Эчки-Дага. Ещё одна гора, памятная, пройденная не раз. Где-то на этих сыпучих склонах остались следы наших молодых шуструх ног. Там мы водили по прекрасным кручам горы Кокуш-Кая Юлю и Лёшу, и Лёша по Толкиеновски шутил насчёт опасности дороги, на которую только стоит ступить, и неведомо где окажешься. Там, на Вершине голубых птиц, мы и впрямь ощущали себя немного хоббитами…
Тропа спускала с холмов к пыльной грунтовке, ведущей в Лиску от судакской трассы.
Мы спустились к кромке прозрачной воды, творящей узоры в стиле модерн из разноцветных камешков.
Пройдём подальше - к песчаной дюне Лиски.
Оттуда у нас традиционно не бывало фотографий. Не принято извлекать фотокамеры на нудистском пляже, к чему тревожить людей? Зато уж насладиться царящей тут атмосферой бесшабашной молодости волен был каждый!
Юные девы, не обременённые одеждами, отдыхали на горячем песке, купались, болтали, сидя у своей палатки. И какой-то дядя зрелых лет норовил вписаться в их компанию - будто бы побеседовать за жизнь. А на самом деле, скорее всего, привлечённый их ничего не стесняющейся молодостью.
Мы немного повалялись на пляже. Но жаркое солнце, раскалённый песок и откровенно холодная вода заставили быстро вспомнить о том, что самое прекрасное в путешествии - это движение! Подхватив вещи, мы покинули царство нудизма. Нам предстоял обратный путь - на сей раз понизу, вдоль кромки воды.
Прекрасные берега в который раз радовали нас. Симфония моря и камней, самых разных форм над прозрачной, шелестящей, текучей стихией. Солнце играло на прибрежных пейзажах, бликами играло в воде, а от высоких берегов уже тянулись к морю длинные тени - там, где берег поворачивал к солнцу спиной. Потом опять вспыхивал яркий свет.
Узкой тропкой мы шли меж прибрежных камней, мимо художника, спешившего запечатлеть красоту этого вечернего, каменно-морского вида, мимо округлой формы камня под названием «Арбуз» - уже почти в конце пути.
Мы пришли в Курортное, и солнце всё быстрее скатывалось к горизонту, и всходила в голубом небе бледная луна. Море было спокойным и ласковым, и звало в свои прозрачные объятия в вуали лазурных отражений неба.
Но надо было торопиться. Возвратиться в Коктебель - из Курортного на автобусе, не опоздать. Проехать вокруг Кара-Дага, в который раз жадно глядеть в окна, не позволяя себе дрёмы после долгой дороги. Потому что каждый раз думалось: а увидим ли ещё всё это? Доведётся ли ещё разок проехать этой дорогой? Надо глядеть, любоваться, запоминать. Пользоваться моментом пусть мимолётной, но встречи со склонами заповедных гор…
Конечно, мы не пошли домой. Разве можно было в закатный час не выйти на Коктебельский пляж? Вечерними цветами загорались далёкие склоны мыса Киик-Атлама.
Розовое небо хранило отблеск ушедшего за горы солнца. И прозрачное море шуршало у ног. Мы сидели на пустынном пляже, глядя, как мерцают на скалах Кара-Дага прощальные отблески розового света.
И профиль Волошина задумчивой громадой печатался в небесах над перламутровой морской гладью. Таял ещё один наш Киммерийский день.
И Андрей в блокноте делал быстрые записи - запомнить, запечатлеть, оставить себе эти чудесные мгновения. Которые мы будем вспоминать ещё много лет…
4 мая 2012 г.