Утро настало солнечное, радостное. Оно было тем оптимистичнее, что мы предвкушали замечательное путешествие! Сегодня нас ждала гора Бештау (1400 м). Та самая гора, по склонам которой мы так славно
странствовали накануне, и которая так зачаровала нас сказочным туннелем-вратами в лесу - дорогой, ведущей в сторону вершины прямо из Железноводска. Разве можно было оставить без внимания это дивное место?! Тем паче, что и ехать-то никуда не надо - пройтись до вокзала, и вот он, путь в сказку!
Вчерашнего холода как не бывало. Мы шагали к вокзалу пешком, сегодня этот путь был красив и приятен. Мы познакомились с мемориальным парком, начинавшимся прямо от наших домов. Дома на противоположной стороне улицы в солнечном свете смотрелись очень нарядно. А вот с нашей стороны после парка начались печальные руины. Завешенные оптимистичными берёзовыми баннерами, забранные лесами и профлистом, старые дома всё же были видны снаружи - ветшающее и осыпающееся архитектурное великолепие, уходящая эпоха, умирающая красота… На заборчике вдоль клумбы нас развеселила умилительная, разномастная кошачья компания - утренние процедуры, умывалки, мурчалки, игры котят… И попробуй только обратить внимание! Вся команда настороже: а ну как обломится еды?!
Чудесный дом-особняк с надписью «Мировые судьи» (ну, хоть ему разруха, кажется, не грозит!), напротив - Островские ванны с куполами и башенками, что повстречались нам в сумерках первого вечера… Впереди над дорогой - громада скального зубца Медовой. Пересечённость рельефа создавала странные эффекты - казалось, будто скала растёт прямо над асфальтом.
Указатель на перекрёстке гласил, что до железнодорожного вокзала 120 метров. Собственно, подобных указаний нам уже и не требовалось. Нарядное здание вокзала, увидев единожды, забыть было сложно. Перейдя железнодорожные пути, мы начали подъём.
Асфальтовая дорожка, по которой только вчера вечером мы спускались к городу, повела в сторону леса. Кусочек частного сектора с энергичным собачьим лаем (Надо же! А что ж вчера была так тихо?) остался позади. Вокруг нас был залитый солнечным светом чудесный лес. Асфальт быстро закончился. Теперь мы шли по грунтовке, и снова, по ассоциации, всплыли в памяти лесистые склоны у Ангарского перевала. Наверное, теперь навсегда буковый лес будет у нас ассоциироваться с этим горячо любимым местом. А разве хуже чем-то буковый лес Бештау? Вовсе нет!
Засыпанная рыжей листвой дорожка, расчерченная длинными утренними тенями, была прекрасна. Вчерашний тополь, вечером сиявший ослепительными цветами, при утреннем свете выглядел куда скромнее.
Зато кроны буков сейчас светились нереально красиво! В этих местах запросто можно было снимать сказки, при любом освещении и в любую погоду! И если вчера сказка этих буковых врат к вершине была жутковато-мистической, то сейчас они сияли самым радостным образом. Дорога, лежащая в ложбине меж двух склонов-берегов, была разрисована повторяющими рельеф тенями, так что получался медового цвета туннель, прямо-таки засасывающий взгляд - вперёд, в эту солнечную, увлекающую в себя глубину!
Итак, мы вошли в буковые врата, обрамлённые узловатым узором могучих корней. Отсюда начиналась незнакомая, новая часть пути. Восхождение к вершине Бештау!
Относительно пологая (7-8°) нижняя часть горы сложена в основном морскими палеогеновыми глинами и рассечена радиальной системой глубоких балок. Начиная с высоты 820 м верхняя часть представляет собой интенсивно расчленённый скальный массив бештаунитов площадью около 3 км², с отдельными блоками известняков, песчаников и глинистых сланцев мелового возраста. Ну и соответственно подъём от Бештаугорской окружной дороги, которую мы только что пересекли, становится заметно круче.
Мы понемногу взбирались всё выше. Широкая поначалу грунтовка быстро превратилась в тропу, запетляла под скалами. Мы видели то ярко освещённые деревья, то в контрсвете начинала сверкать серебряная паутина тонких ветвей вокруг зачарованно-лиловых стволов, и краски становись совсем иными. И нельзя было выбрать, что красивее!
Здесь, под скалой Чёртов Палец (или Хлебная Корочка) нашлась уютная полянка, на которой мы устроили второй завтрак, чтобы подбросить в топку калорий перед восхожденим.
От полянки тропа сделалась совсем уж крутой. Взбираться приходилось осторожно, тщательно выбирая, куда поставить ногу. И только краем глаза удавалось уже заприметить: золотые кроны на фоне синего неба вдоль хребта… алые ягоды в густых зарослях на склоне… солнечная дымка в зайчиках сквозь ветви карабкающихся по кручи деревьев…
Сквозь заставу низкорослых берёзок мы выбрались на простор, заросший густыми травами. Подсвеченные солнцем древесные кроны остались внизу. Мы вышли на седловину меж двух вершин горы - Малой и собственно Бештау. Среди трав змеились тропки, убегали по склонам наверх. А вокруг был замечательный, вольный, солнечный простор! И там, совсем-совсем внизу и далеко, мы видели Развалку, и кукольные белые домики Железноводска. Главная же вершина Бештау высилась над нами, увенчанная вышками связи.
А в небе жужжал вертолёт, и мы гадали: для чего он так упорно кружит над горой?
Секрет вертолёта нам чуть позже раскрыли встреченные туристы. Всё оказалось просто: вертолёт экскрсионно-развлекательный… Мы же намеревались достичь самой высокой точки горы своими ногами. И ступили на разбитую каменистую тропку среди высоких жёлтых трав.
Всё больше солнечного простора раскрывалось под нам. И рыжие берёзки, и кустики с жёлтыми листами горели замечательным контрастом на фоне сине-фиолетовых далей. И плотные тени только ещё начинали уплотняться за камнями и древесными кронами…
От прямой, но очень круто идущей вверх дороги, вправо ответвилась узкая тропочка, огибающая гору - долгой, но более пологой дугой. Повинуясь ей, мы вскоре очутились почти на противоположном склоне вершины Бештау.
Внизу, открылся вид на Успенский Второафонский мужской монастырь.
А выше, в солнечной дымке вырисовывался снежный конус Эльбруса, и острые, рубленые силуэты Кавказских хребтов тянулись вдоль горизонта.
Тропка вознесла нас на площадку с лавочками. Тут уже отдыхала пара туристов - мама и сын. Мы присели рядом и разговорились, любуясь видом на Эльбрус. Его снежные вершины уже сверкали проявившимся настом. Это означало, что день перевалил за середину. Самое время было подкрепиться - и завершить восхождение!
Бешта́у - изолированная пятиглавая гора-лакколит, высочайшая из 17 останцовых магматических гор Пятигорья на Кавказских Минеральных Водах. Дала название окружающей местности (Пятигорье) и городу Пятигорску. Диаметр подножья около 8 км. Верхняя часть состоит из главной вершины - Бештау - высотой 1400 м и радиально расходящихся от неё четырёх основных отрогов с вершинами: Малый Бештау (1254 м), Козьи Скалы (1167 м), Два Брата (1124 м) и Лохматая (1080 м).
А это вид на Машук и Пятигорск:
Привычка походов по крымским горам приучила нас к совсем иным ощущениям! В Крыму подняться на вершину - означает очутиться на новом ярусе. И ходи себе по этой новой высоте, странствуй! Но не таковы здешние горы. И где та вершина Бештау? Где место, в котором можно вольготно присесть, смакуя удовлетворение от восхождения?..
Самая маковка горы оказалась занята военной частью. Так что вершиной для нас оказались прижимы вдоль запретного забора. И, едва поднявшись, следовало уже начинать спуск, так как никаких иных направлений тут не существовало!
И начался спуск. Восхитительный спуск по каменистой тропе, по каменным ступеням, по острым граням - чуть опасный, но зато такой красивый!
Скальные зубы, гребни, причудливые формы подчёркивались всё глубже сгущавшимися холодными тенями.
Перед нами, через глубокое понижение тропы, был Храм Солнца - просторная скальная площадка, разрисованная ритуальными символами.
Спуск к нему был крутоват.
Чуть позже, спускаясь всё ниже, мы повстречали целую группу очень колоритных людей, наряженных в яркие, солнечных цветов одежды, в дредах и с бубнами. Они, отдуваясь, показывали друг другу на возвышающиеся впереди скалы Храма, и радовались близкому окончанию пути…
А мы понемногу опускались всё ниже - через гребешки, скальные выходы, площадки…
Андрей рассчитывал, что тропа быстро спустит нас в ущелье и выведет на трассу. Но это была тропа Кавказского Горного Общества! И странно было ожидать от неё стремительной потери высоты. Она нарочно была проложена по самым живописным горным местам, она вела по перешейкам, по скалкам, по вершинкам, по замшелым камням, среди волшебных горных деревьев…
И Лена была в восторге! То, чего не любит Андрей - открытые пространства, опасные обрывы и краешки, балансирование на каменных ступенях - было для Лены восхитительным приключением! Да и при всём желании, изменить маршрут у нас больше не было возможности. Единственная доступная нам дорога всё скакала по горам, и нам оставалось только следовать ей. И, оглядываясь назад и влево - радоваться, что мы не направились от Храма солнца к Козьим скалам. Эти светлеющие через ущелье скальные выходы отсюда выглядели совсем уж экстремально. И кто знает, чем закончился бы для нас этот день, отважься мы на запланированный маршрут?
Наша же тропа, вволю нарезвившись, в конце концов ссыпала нас по замшелому склону на грунтовку. Вечерние тени сгущались в лесу. Мы немного прошагали по дороге - и, к Лениному удивлению, вынырнули на асфальт трассы. Предложение вызвать такси и прямо сейчас уехать домой Лена с ходу отвергла. Зачем вдруг прерывать такую замечательную прогулку? Сейчас, когда самое сложное позади, и впереди - чудная кольцевая грунтовка вокруг горы? И когда можно просто гулять в своё удовольствие, понемногу в сторону дома! Наслаждаться вечером, и низким солнышком, и великолепным лесом… И, разумеется, мы пошли пешком!
Асфальт остался за спиной, мы углубились в лес, и Лена, замирая от восторга, оглядывалась кругом, на Козьи скалы, на буки, на сумеречную осеннюю красу…
Андрей предостерегал: не успеем до темноты! Но разве это могло напугать здесь, на горе прямо над Железноводском? Когда не зависишь от транспорта, и никуда не придётся добираться… У нас есть фонарики, и значит - вперёд!
И сколько раз за этот вечер Лена радовалась тому, что не поддалась соблазну уехать домой! В первый раз - когда открылись вдруг справа просторы с горами, и засиял свет солнца на дорожке, и на Козьих скалах, и на деревьях, окаймляющих поляну… И розовые далёкие горы, и туманные небесные дали… С редких смотровых мы видели Машук, и розовеющие дома Пятигорска, и закатное, прекрасное небо…
Розовая дымка узким шлейфом лежала над Эльбрусом и над Кавказским хребтом. Тропка вывела на длинный язык контрфорса - туда, в розовый простор, в закатную тишину, в горную свежесть, в запахи вечера. И кто-то так же как мы приходил, приезжал, и садился на краешке заката, впитывать гаснущие краски дня, замирать от тихого восторга, прикасаться к задумчивому небу…
Загорались в городе огоньки, словно маленькие звёздочки. Вдоль темнеющей тропы стражами стояли могучие буки, нависали над тропой сплетённые узоры корней. Светилась в сумраке осенняя листва, снова неподвластная в своей красоте объективам камер.
А снаружи, за стеной леса, вставала над горами красно-розовая, невозможного цвета луна.
Светила с синих небес сквозь черную сетку ветвей. И нежданно-негаданно соглашалась быть зафиксированной, сфотографированной - именно такая как и была, чтобы никто не сказал, что луны такого цвета не бывает!
Быстро темнело, но фонарей зажигать не хотелось, чтобы не гасить остатков этого сумеречного волшебства. Мигали огоньки города сквозь лес, и луна, поднимаясь выше, теряла свои красные тона, делаясь понемногу оранжевой, а потом и жёлтой. Во мраке возникала уже опасность зевнуть нашу дорожку вниз. И мы зажгли фонари. И искали в таинственной тьме, менявшей всё до неузнаваемости, наш волшебный туннель…
Не пропустили! Теперь оставалось только шагать вниз, да радоваться уже в который раз, что дорожка эта выводит прямо в город! И сожалеть, что так мало довелось путешествовать тут, по радиалке вокруг Бештау… Луна сияла сквозь лес, и невозможной красоты картинки опять провоцировали: попробовать снять! И оставались на матрицах сюрреалистические, нерезкие фантазии в свете наших фонариков. Ну и пусть! Зато они напомнят нам потом об этом сказочном ночном лесе, которому мы обещали вернуться! Приехать ещё раз, и нагуляться вволю по роскошной грунтовке, опоясывающей гору Бештау. Которую мы успели так быстро полюбить…
21 октября 2021 г.
ЧИТАТЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ...