Недавно в сети попались результаты опроса россиян о самых на их взгляд новогодних книгах. Так вот, на первом месте оказалась сказка немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». На втором месте - «Двенадцать месяцев» Самуила Маршака, на третьем - «Ночь перед Рождеством» Николая Гоголя. Замыкают первую пятерку сага о Гарри Поттере Джоан Роулинг и «Зима в Простоквашино» Эдуарда Успенского. Но Гофман (и Чайковский) за эту неделю побил все рекорды упоминаемости!
Меж тем, в Калининградском музее изобразительных искусств можно посмотреть постоянную выставку «Город Гофмана. Тайны двух миров», в рамках которой можно увидеть декорации и куклы полнометражного мультфильма «Гофманиада» студии «Союзмультфильм» (2018), элементы антуража эпохи Э.Т.А. Гофмана, а также иллюстрации разных художников к его книгам.
Город Гофмана - по замыслу кураторов это и сегодняшний Калининград, в котором мы побывали этой осенью, 225 лет назад бывший гофмановским Кенигсбергом, в изобилии поставляющим образы для фантастических историй.
Здесь до сих пор гуляет по черепичным крышам кот Мурр, распевая серенады в честь своей возлюбленной Мисмис. Здесь в имении Луизенваль, а в наше время - Центральном парке, живет бургомистр Гиппель, друг юности и покровитель писателя. Здесь будущий литератор и композитор Эрнст-Теодор-Амадей сбегает с лекций Канта, чтобы послушать, как играет на органе в Кафедральном соборе его учитель музыки Подбельский. Здесь перелетает от сердца к сердцу, от художника к художнику творческая искра, чтобы, воплощая в жизнь фантазию, «воспламенить светоч истины».
В музее также представлена экспозиция, приуроченная к 200-летию Щелкунчика. Масса потрясающих иллюстраций, графики и керамики, эскизов персонажей. В том числе открытки и иллюстрации Ники Георгиевны Гольц.
Очень впечатлили картины эмалью по бронзе Анвара Багаутдинова: Песочный человек, Пустой дом, Щелкунчик...
А ещё - фантастические декорации анимационного фильма «Гофманиада» с куклами Михаила Шемякина, на которых воссозданы интерьеры и городские виды XVIII-XIX веков, преображенные творческой фантазией Гофмана и создателей мультфильма. Точки на карте Кенигсберга эпохи Гофмана в ландшафтах связанных с ним мест. В вымышленном городе живут мечтатели Эрнест и Ансельм, саламандр Линдгорст, механик Мош Паульман, а продавец оптических приборов в любой момент может обернуться зловещим Песочным человеком. Здесь обыватели посещают званые балы и музыкальные вечера, кутят в кабачках, гуляют по набережной, не замечая, что весь их «реальнейший» мир - всего лишь грёза художника.
Мы очень прониклись выставкой - оказалось, что мы очень плохо знакомы с книгами Гофмана. Как-то само собой захотелось прочесть то, чего не читали - даже подарили себе на Новый год пару толстых книжек!
Кстати, смотреть Калининград мы приезжали раза три на денёк, а жили в Светлогорске (до войны Раушен), в котором тоже есть места, связанные с Гофманом. Например, в парке недавно была открыта малая скульптурная форма «Спящая Мари», изображающая главную героиню и Мышиного короля из всем известной рождественской сказки «Щелкунчик и Мышиный король».
А ещё у гостиницы «Дом Сказочника» в Переулке Гофмана расположен парк скульптур героев гофмановских новелл, идея создания которого принадлежит фантазии калининградского писателя Бориса Бартфельда.
Городские жители сгрудились вокруг Золотого горшочка, Крысиный король зыркает своими головами в сторону Щелкунчика, который увлеченно о чем-то беседует с Креспелем. Кот Мурр сидит в сторонке и лениво наблюдает за всеобщей вознёй сквозь закрытые веки.
И недалеко от «Дома Сказочника» установлен памятник Эрнсту Теодору Амадею Гофману. Вернее, памятников два: один - всем известному великому немецкому писателю-сказочнику, композитору (известному как Иоганн Крейслер), художнику и театральному декоратору. А второй - никому не известному Гофману-чиновнику и Гофману-юристу. Именно поэтому официальное название памятника - «Двойственность внутреннего мира».