Питер без дождя не отпустил... Летний сад и мозаики

Sep 03, 2020 10:55




Финальный день питерских миниканикул начался со сбора вещей, чтобы освободить комнату, а вечером просто забрать сумки из камеры хранения хостела и сразу отправиться на вокзал. К тому же мы увлеклись фотофиксированием многочисленных картин и рисунков, заполнявших стены «Гагарина» - всё это было необычно и любопытно - в первый день мы всего не засняли. В общем, за этой ерундой незаметно пролетело почти полдня, поэтому Андрей предложил довольно компактную по географии прогулку в окрестностях Летнего сада, где он приметил троечку геокэшерских тайничков…










Для начала мы хотели посетить главную Пышечную Питера. Она существует на Большой Конюшенной, в доме французской реформаторской церкви, с 1960 года. Это культовое место включено в «Красную книгу памятных мест Санкт-Петербурга». Тут по-прежнему работают старые советские автоматы, делающие по 600 пышек в час, знаменитый «кофе из бачка» готовится по старой технологии… Должно было быть вкусно и необычно! Увы! Мечта так и осталась мечтой. Оказалось, что в пышечной отключили электричество… Разочарованные, мы снова вышли на улицу. Но на минутку настроение наше было восстановлено! У стены дома, под водосточной трубой сладко дрых матёрый котяра. Может быть, тот самый, припеваючи проживающий при пышечной, о котором мы читали в интернете? Какой-то вдохновенный импровизатор пристроил в непосредственной близости к коту стакан и пустую винную бутылку. Восхитившись комичностью картинки, мы зафиксировали для истории этот подарок судьбы…


Но надо было всё-таки компенсировать неудачу с пышечной - что мы и проделали весьма удачно, завалившись в легендарный «Крендель» на той же Большой Конюшенной. Брецели, которыми нас там попотчевали, были хоть и не пышки, но тоже весьма достойными на вкус, так что мы вполне утешились. И в приподнятом настроении продолжили путешествие.


Мы свернули к «Спасу на Крови», внутрь не пошли, просто прогулялись вокруг храма, любуясь куполами и прекрасными мозаиками, сделанными по картинам Васнецова.








Бурлила туристическая толпа, шумели вездесущие громогласные китайцы. Играло солнце на кованых, затейливых решётках парка. Мы ещё немного покружились в этой разношёрстной суете, поминутно что-то фотографируя и теряя в толпе друг друга. И пошагали к следующей «геоточке» - навестить Остапа Бендера.


Памятник великому комбинатору установлен 25 июля 2000 года - в юбилейный 100-летний день рождения Остапа. Красуется он на Итальянской улице, у дома номер 4. Автор скульптуры - Альберт Чаркин, ректор Академии Художеств - наделил Бендера чертами Сергея Юрского. Остап прекрасен! Уличная скульптура вообще всегда очень греет душу. А встреча с давно знакомым и любимым персонажем гарантированно поднимает настроение! Как не посидеть на бронзовом стуле из гарнитура мадам Петуховой, не прикоснуться к могучей фигуре Великого Комбинатора? Как-никак - достояние страны, часть культурного кода!




Отдав дань уважения сыну турецкоподанного, мы через Михайловский сад отправились к ещё одному знаковому персонажу - бронзовому Чижику-Пыжику на Фонтанке. Металлическая птичка, примостившаяся на маленькой площадочке над водой, по-прежнему центр всеобщего внимания, и мы имели счастье видеть, как народ увлечённо кидает Чижику монетки - в надежде на «сбычу» желаний. Чтобы желание исполнилось, нужно ухитриться забросить монетку к Чижиковым лапкам, но денежки, конечно же, отскакивают от бронзы и падают в воду. А люди азартно целятся, кидают и кидают, и несколько монеток всё же всегда лежат вокруг Чижика…






На Пантелеймоновском мосту дядька с биноклем и треугольником детально и обстоятельно прорисовывал перспективу улицы Пестеля. Мы озадаченно постояли за его спиной, дивясь такой необъяснимой скурпулёзности. Ярких оттенков вода плескалась под мостом, сновали экскурсионные катера. Вокруг царили благодать и красота!








Впереди у нас был ещё длинный, полный сюрпризов день. Мы направлялись к Летнему саду. В последний раз мы посещали Летний сад настолько давно, что и представить себе не могли масштабы проделанной реконструкции. Её целью было вернуть саду исторический облик - и, надо сказать, результат проведённых работ нас просто ошеломил! Это был теперь не тот Летний сад, каким мы привыкли его видеть - светлый, прозрачный сквер с античными скульптурами. Теперь всё не так. Поменялся не только антураж - сама атмосфера изменилась! И первое впечатление было неоднозначным.

    

Летний сад в конце 1990-х.

Мы шли аллеями, разделёнными и расчерченными деревянными заборчиками-решётками - словно внутри садового лабиринта. Эти зелёные заборы-клеточки замуровали в себя кусты и деревья, и теперь каждый фрагмент сада сделался как бы отдельным кабинетиком. Говорят, так было при Екатерине. Здесь придворный люд мог уединиться, спрятавшись в любом уголке от посторонних глаз. Это выглядело непривычно, но очень оригинально, и когда первый рефлекторный протест унялся, мы принялись с интересом изучать этот новый мир.
























Погода быстро менялась, солнце спряталось за тучи, и временами принимался дождик, но мы и не думали прятаться. Здесь было очень интересно! Появились затейливые фонтаны, на летних кабинетиках-вернадах кто-то выступал, кругом пестрели яркие, с выдумкой, клумбы. Объектов для внимания было так много, что мы принялись ходить по аллеям зигзагами, время от времени теряя друг друга из виду, и снова находясь.














Помнится, в школьные годы было интересно рассматривать героев басен Крылова.




Нельзя, наверное, с уверенностью утверждать, что мы успели разглядеть все новшества Летнего сада. Зато в некоторых местах побывали дважды. Погода портилась всё отчётливее. И в конце концов мы засобирались в дальнейший путь. Нам предстояло, перейдя через Прачечный мост, отыскать Прачечный двор…




Дождь тем временем припустил самым немилосердным образом, превратившись в ливень. И у нас случилось небольшое, но яркое приключение - когда мы, вынужденные спасаться от тотального промокания, нырнули в чью-то парадную, и сидели на ступенях во мраке, случая водопадный шум воды за окнами и привлекая насторожённые взгляды изредка проходивших по лестнице жильцов… Когда водопады, рушившиеся с небес, немного унялись, и шум снаружи затих, мы осторожно выбрались в промокший, зябкий мир.




Вовсю шёл дождь, воздух был напоён влагой. Мы шагали под зонтами по лужам. Но когда наконец нашли нужный двор - все неприятности, причиняемые непогодой, отошли куда-то на двадцать пятый план!






Удивительное, яркое, потрясающее место! В XVIII веке этот квартал, ограниченный Невой, Фонтанкой и двумя улицами, был занят прачечными, стиравшими для Зимнего дворца, здесь же жили рабочие этих прачечных. Сегодня здесь расположилась Малая академия искусств. И её существование выплеснулось в окружающую реальность самым волшебным образом. Мы вошли во двор - и серый дождливый мир буквально взорвался красками!
















Всё вокруг тут украшено многоцветными мозаиками! И скамеечки, и песочницы, и пол под ногами - сияет, играет, живёт! И скульптуры, и барельефы - на манер Гауди, каждый уголочек этого мирка можно разглядывать бесконечно. Красотой этой двор обязан основателю академии Владимиру Васильевичу Лубенко и его ученикам. И чего тут только не было, фантазиям не было предела, какой простор для фотоохоты, да и просто для любования!




















Конечно, мы потеряли счёт времени, погрузившись в эту красоту. Однако, независимо от наших восторгов, день неумолимо подходил к завершению. Следовало начинать движение к дому.














И мы пошли к нашей гостинице. Идти было совсем не далеко, всего-то полчаса хода. Мир вокруг прочно погрузился в серую влажную дымку - может быть, для того, чтобы нам было не слишком обидно прощаться с Питером.


Жаль было расставаться с гостеприимным «Гагариным», с аурой этого артистического места, с котом Николаем Васильевичем Гоголем… Но, не завершив одного приключения, не начнёшь другого! Мы увозили с собой богатый багаж впечатлений - до новых встреч!




Санкт-Петербург, 8 августа 2015 г.

Санкт-Петербург, город

Previous post Next post
Up