Петровац на Мору

Jun 04, 2020 11:11

За пару дней до отъезда из Черногории мы наконец-то предались нашему любимому занятию: исследованию близлежащих красот вокруг нашей нынешней дислокации. Поездки поездками, а пройти ногами побережье, которое рядом, и доступно, и манит - самая что ни на есть правильная форма отдыха! Тем паче, что обозрены эти красоты были с трассы вполне - чтобы захотеть спуститься, пройтись, побывать, понюхать и пощупать… И поутру, оставив наших друзей нежиться на пляжах Будвы (а погода наладилась!), мы отправились в один из небольших городков Будванской ривьеры - Петровац.

Поездка на сей раз была совсем не долгой - всего семнадцать километров. И вот мы выходим на уже знакомом по поездкам в Бар маленьком автовокзальчике с примкнувшей к нему пожарной частью…

Перешагнув жаркую вокзальную площадь, мы начали серпантинный спуск в бухту Лучице, считающейся одной из самых красивых на побережье Черногории - туда, где шелестело манящее, невозможно прекрасное, самоцветное море…

И оправа у этого огромного самоцвета самая что ни на есть достойная! Бухта в форме подковы с красивым красновато-песчаным пляжем, окаймлённая золотого цвета скалами, светлые домики с красными крышами, венецианская крепость Кастелло на правом её краю и стометровые холмы на левом… Это был настоящий праздник! Набережная, солнце, море, пальмы и розы, и лодочки на воде и на берегу, и колышущееся кружево света и тени, и пахнущий солью ветерок… И островки в море, на одном из которых игрушечным замком возвышается маленькая часовня… Храм Святой Недели - он был воздвигнут в честь чудесного спасения моряка, потерпевшего бедствие в воскресенье. Неделя - это «воскресенье» по-сербски. Считается, что храм и по сей день оберегает мореходов. А на втором крохотном островке - Катич - маяк и несколько сосен…

Петровац - старинный городок. Населённый пункт под названием Ластва упоминался ещё в XII веке. О богатом историческом прошлом свидетельствуют сохранившиеся здесь римские мозаики среди руин конца IV - начала III века до н.э. (жаль, мы про них не знали и не посмотрели), церкви Св.Фомы, Св.Ильи и Св.Вида, крепость Кастелло венецианского периода. В конце XVIII на руинах селения возникает городок Кастел-Ластва, лишь в XX веке получивший современное название Петровац на Мору.

Петровац был прекрасен этим замечательным днём! То, что нам было сегодня так нужно после вчерашней длинной и бестолковой экскурсии: комфорт, красота, сонная нега, уют маленькой набережной. Иди сколько хочешь и куда хочешь! И мы шли. Облюбовались на все вкусные ракурсы бухты - Лена мечтала бы тут попленэрить - обснимали все лодочки, дремлющие под пальмами на прогретых солнцем камнях…

Андрей даже с суровым видом подержался за пушку на крепости, дав Лене возможность запечатлеть его в этой весьма подобающей мужчине позиции…

Белый прибой окаймлял изумрудное море, горы над белыми домиками уже начинали плавиться в знойной дымке, и Лена охала и ахала, поражаясь идиллической красе этого уютного местечка. И Андрею стоило усилий оторвать её от затянувшегося наслаждения набережной. Ведь нам предстояла ещё прогулка на горку, косматая зелёная шапка которой нависала над золотом скал. Скалы были словно слоёный пирог, который неосторожный кондитер уронил на бок (а как они сияли под солнцем, как сияли!), и где-то в лесу над ними нас ждали тайничок на «заячьей» тропке, и чудная дорожка над морем, и ещё предостаточно всяких чудес. Однако - всё по порядку!

Покинув набережную, мы чуть углубились в городок, согласно описанию автора тайника. Искомый поворот в горку нашёлся сразу за крепостью, а с неё, как потом выяснилось тоже ведёт тропка на горную дорогу. И мы начали подъём по асфальтовой дороге, окаймлённой невысокими каменными бортиками. Справа и слева вставал сосновый лес, и очень кстати. Денёк становился жарким!
     Свернув на неприметную тропку, мы отыскали тайничок - всегдашняя радость геокэшера, так мило украшающая странствия охотников за впечатлениями. В общем-то, отчасти благодаря Геокэшингу, мы очутились в Петроваце! И теперь нам предстояла прогулка по «тропе здоровья» между заросшими лесом скалами и морем в поисках второй части тайника (ну и просто так). И она тоже оказалась чудесной!

Дорожка шла так, что в это время суток местами оказывалась в тени. С моря дул приятный ветерок, было малолюдно и абсолютно замечательно. И теперь, вспоминая об этой тенистой сосновой аллее, сразу хочется очутиться там, пойти над скалами под шум моря, под шелест сосновых крон, никуда не торопясь, наслаждаясь покоем и гармонией этого волшебного уголка! А как бушевало море под обрывами внизу! Как сияла невероятной бирюзой вода, яростно пенясь меж могучих камней, и как пугающе-прекрасны были окаймляющие это буйство высокие скалы! Страшно и весело было выглядывать «за буйки» дороги туда, вниз, в обморочную глубину, в бурлящий стихией котёл!

На обочине дороги, к шумному возбуждению шагавшей навстречу группы туристов, обнаружился старинный Ленин знакомец - желтопузик, неядовитый, но очень пугающий, ящерица, лишённая ног и очень напоминающая большую (толстую!) змею.

Взбодрённые встречей, мы пошли дальше, и вскоре добрались до лесенки, которая по словам автора недавнего тайника ведёт на камни, где можно купаться, и где внизу есть ещё одна «закладка». Эта крутенькая, лепящаяся к обрывам дорожка была видна нам и раньше, но заметили мы её только теперь, разглядывая собственные фото. Там это фрагмент лестницы, ведущей по скалам - а отсюда, с дороги, она выглядела как ныряющий в заросли дрока крутой спуск в неизвестность. Лена, конечно же, нырнула. И вскоре оказалась на немилосердном солнце, раскаляющем плечи и окружающие скалы. Лестница вела вниз и вниз, и вывела в конце концов своими крутенькими ступенями к морю.

Как тут можно купаться Лена так и не поняла! Прямо скажем, не самое лучшее место для ленивого отдыха и релакса! Огромные камни казались совсем не предназначены природой ни для загорания, ни для спуска в море! Было очень красиво, и Лена, рискуя ногами, всё же чуть попутешествовала туда-сюда над бушующей зелёной водой. И поспешила назад, к Андрею. О, туда ещё нужно было подняться - высоко и жарко! Так что на дорожку из зарослей дрока она вынырнула изрядно взмыленной, но довольной…

А Андрей тем временем любовался и фотографировал. И любоваться было чем! Виды на море внизу были более чем вкусными. Эта удивительная гармония камней, воды и пены прибоя завораживала, и качались на переднем плане над этим буйством трогательные кустики трав…

Делалось жарче, и потому мы очень обрадовались, когда впереди встала наконец стена горы с тёмным жерлом туннеля.

Собственно вся эта дорога на самом деле никакая не «тропа здоровья», а «путь на Режевичи» - нижняя дорога к соседнему с Петровацем посёлку. Было удобно и быстро! Но потом строящийся санаторий на горе пресёк всю эту красоту. Один из туннелей был обрушен, и теперь пройти до Режевичей этим путём ещё можно, а вот на автомобиле - только поверху, по трассе. Такой огромный труд, проведённый когда-то во имя удобства людей, оказался перечёркнут чьей-то дурной волей. Обидно!

В туннель мы нырнули с облегчением. Фотографируя у входа, успели изрядно прожариться, и теперь радостно остывали во влажной прохладе. К тому же внутри туннеля оказалось удивительно атмосферно и фотогенично. Источники света - лампы и просветы боковых ответвлений - рисовали в тёмном пространстве белые и жёлтые сияющие арки. Туннель был прогрызен в скальной породе, и её камни щетинились вокруг, создавая редкостную фактуру, впору снимать приключенческое кино прямо на натуре! И мы так увлеклись попытками запечатлеть на фото это в общем-то сложное для фотографирования великолепие, что напрочь забыли про видео, и только обрабатывая отснятые материалы дома, поняли, что прохождение туннелей в динамике не сняли ни секундочки…

Дорога из перемежающихся арок света и тьмы вывела к сияющему дневным ослепительным светом выходу. Мы, щурясь, вышли в солнечный день, и опять была радость: немного погреться после подземных - а вернее, подгорных - пространств. Радостно сияло солнце, и отзывались ему всеми самыми яркими красками небо, море и полоса пляжа за каменным ограждением дороги. А впереди была ещё одна чёрная арка входа, и мы отправились в ещё один кусочек туннеля.

И снова была дорога, навевающая ассоциации с Морией, а потом - некогда чудесный пляж, ныне испорченный технократической заброшкой, где в полосе прибоя рыжели россыпи крупных камней, и шуршали волны, красуясь переливами самоцветной зелёной глубины. У моря в этот солнечный день было очень нарядное платье, и любоваться им можно было до бесконечности…

Дальше сквозь гору хода не было, мы погрустили о судьбе убитого санаторием туннеля - и пустились в обратный путь. Немножко жаль, что мы тогда не знали - можно было бы с пляжа поднятся к монастырю Режевичи - по фото в сети очень интересному.

Честно говоря, мечталось неспешно перекусить на лавочке в тени чудесной сосновой аллеи. Но с тенью мы как раз и обломались! Не учли, что пока мы гуляли, солнце тоже путешествовало по небу, и теперь оно светило на эти самые лавочки во всю ивановскую! Так что пришлось обедать на солнышке. Но всё равно здесь было здорово, среди запаха сосен и моря, с видом морской изумрудности в просветах сосновых стволов. Хорошо, что запасённое в городке «Никшечко» ещё не степлилось!! Мы немного посидели и отправились дальше. Лена планировала ещё небольшое купание на приглянувшемся пляжике у крепости…

На обратном пути мы сумели себе немного его немного укоротить, найдя ту самую тропочку, ведущую от поворота дороги к каменной лесенке на склоне - прямо к крепости. А до чего тут было красиво! Совсем уж невозможного цвета вода плескалась в окаймляющую её слоистую скальную стену, из которой, словно дерево из земли, будто бы сама собой росла крепость. И пушистые ветки сосен над пейзажем только подчёркивали, каким разнообразным может быть зелёный цвет ярким солнечным днём!

Парадного цвета вода бухты по температуре была не сказать чтобы очень уж томной. Прохладной она была изрядно, но всё равно окунуться в неё среди жаркого дня оказалось большим удовольствием. Лена даже немного поплавала, и повалялась на горячем песке у воды. Она бы и дальше валялась и купалась, но день, проводимый так неспешно, понемногу двигался от полудня к вечеру. И надо было собираться - ведь хотелось ещё погулять вечером по Будве, и (был такой потаённый план!) - написать этюдик где-нибудь у лодочек или в Старом городе.

Итак, Лена, освежённая купанием, и немного отдохнувший на берегу Андрей двинулись по набережной назад, к дороге наверх от пляжа. Однако случайно по пути встретилась ещё одна достопримечательность Петроваца - монастырь Святого Вита. Времени до автобуса был ещё небольшой запас, и мы нырнули в гостеприимную калитку. Маленькая церковь в тенистом садике подарила нам незабываемое впечатление от фрески, на которой юный мученик Вит изображён со львом, морда которого под его рукой сделалась кроткой, и на фоне зловещего котла с кипящим маслом, где ему предстояло принять скорую смерть. Фреска так заинтриговала нас, что мы ознакомились с жизнеописанием святого (с удивлением узнав, что по разным источникам ему было то ли семь, а то ли двенадцать (!) лет.

Ну и вечерняя прогулка по Будве, конечно же, состоялась. Андрей отправился гулять по Старому городу, а Лена, очарованная воспоминанием о пленэре у причала, решила снова присесть на парапет с видом на лодочки. Но сегодня что-то пошло не так. Слишком людно было у причалов, и большую часть времени раздосадованная Лена видела не натуру, а гуляющие толпы. В конце концов Лена бросила несостоявшийся этюд, да и отправилась на площадь к церкви Святой Троицы. Этот сюжет манил её по-прежнему, и она чудесно порисовала на любимой лесенке-скамеечке, глядя, как клонится к закату вечернее солнышко, окрашивая золотом каменные стены и взлохмаченные шевелюры пальм. В храме прошла служба, и Лена, завершив работу, зашла ненадолго внутрь…

А потом, встретившись с Андреем, мы отправились гулять по вечернему Городу. Побродили по улочкам, любуясь светом фонарей, странствующим по стенам и отполированным камням мостовых. Всё гуще синело небо, и на пляже под стенами крепости пейзаж тоже сделался синим, с живописными всполохами жёлтых электрических огней. Зажглась подсветка на храмах. Мы бродили в синеве сумерек, становящихся темнотой, завершая неспешной прогулкой этот замечательный неспешный день.