Ещё только собираясь в осенний Крым, мы видели в новостях, что в сентябре в Севастополе стартовал XXII академический пленэр, организуемый Арт-отелем «Украина» - и надеялись хоть краем глаза понаблюдать за работой художников. Поэтому, как только прибыли в Севастополь, первым делом позвонили ялтинскому художнику Даниилу Волкову, чтобы узнать о том, планируются ли ещё выезды. К нашему сожалению выяснилось, что мы приехали в последний день пленэра, зато Даня пригласил на торжественное его закрытие и вернисаж отчётной выставки. Мы, конечно же, не могли пропустить этого мероприятия - ведь это был шанс увидеться с Даней Волковым, послушать песни Игоря Шипилина - и увидеть их новые картины! А ещё - познакомиться с творчеством других художников, участвовавших в пленэре. Забегая вперёд - это оказалось очень интересное знакомство! Но пока предстояло организовать себе программу на первую половину дня. И для тренировки художественного восприятия мы отправились в галерею «Арт-бульвар».
Всякий раз, приезжая в Севастополь, мы неизменно посещаем эту камерную галерею на площади Восставших. И всякий раз уносим с собой целые пригоршни впечатлений. А иногда и отлично отпечатанные каталоги живописцев. Тут можно увидеть Богаевского и Столяренко, Бакаева, Басова и Воцмуша, а ещё - целую плеяду художников именитых и молодых… И залы галереи дышат морем, горным просторами, крымскими небесами… Тут нескончаемая палитра красок и эмоций, и на сей раз мы снова сделали массу замечательных открытий - и заодно пополнили коллекцию живописи, посвящённой любимому Крыму, которую мы собираем на страничках наших дневников.
Столяренко П.К. Керчь. 1970-е
Молчанова-Дудченко Е.А. Серебристые тени Херсонеса. 2018
Столяренко П.К. Новые сети. 1963
Ройтер М.Г. На отдыхе. 1965
Столяренко П.К. Эскиз к картине. Шторм. Путина. 1980
Поздеев С.А. Скалистый берег Азова. 2018
Тюнькин А.Е. Начинается дождь. 2017
Смирнов А.В. Южный берег. 2012
Молчанова-Дудченко Е.А. Сиреневое утро над Балаклавой. 2019
Дудченко Н.Я. Корабли в Южной бухте. 2018
Афанасьев М.А. У пирса
Дудченко Н.Я. Вечер. Севастополь. 2007
Бернадский В.Д. Набережная в Севастополе. 1989
Захаров Ф.З. Акведук
Чухланцев М.Ф. Вечерний мотив. 1961
Коломойцев П.М. Плавдок в Южной бухте. 1957
Бернадский В.Д. Керченские судоремонтники. 1964
Волков В.Н. На Солнечной тропе. 1989
Волков В.Н. Севастополь. Инкерман. 1975
Кулиш Э.П. Город бескозырок. 2010
Молчанова-Дудченко Е.А. Вечер над Балаклавой. 2018
После посещения галереи наша компания разделилась. Лене не терпелось побывать в Херсонесе - не зря она таскала с собой холст и краски! Юля решила сопровождать Лену, и заодно посетить «Зелёную пирамиду»: уж галерейный день - так галерейный! А Андрей, не успевший соскучиться по Херсонесу, отправился по магазинам. Назавтра намечались посиделки с нашими добрыми друзьями, Олей и Валерой, и Андрей спешил сделать покупки к дружескому застолью. Лена с Юлей тем временем прыгнули в автобус, и он живо домчал их до памятной остановки на улице Дмитрия Ульянова.
Для Лены эти места давно уже сделались бесповоротно родными. Она шагала по знакомой улице, полной воспоминаниями, хоженой-перехоженой в самые разные времена времён года и суток, и увлекала за собой Юлю. Погода сияла ярким солнышком, и традиционная для такой погоды нереально-синяя, густая полоска моря вскоре возникла внизу, в далёкой перспективе. И Владимирский собор светился на фоне моря и небес, и оказалось, что какие-то постройки, загораживающие этот вид с улицы, снесены, так что Лена притормозила - сделать на память кадр через телеположение объектива. Похоже было, что в Херсонесе ожидали очень красочные пейзажи!
Юля пошла наслаждаться искусством в «Зелёную пирамиду». Лена же торопилась. На пленэр времени оставалось не очень много, а предстоял ещё путь назад с сырым холстом - то есть, скорее всего, пешим ходом. Так что она оставила Юлю в галерее и поспешила к входу в заповедник.
Тут поджидал не очень приятный сюрприз. Вход снова сделался платным. И, конечно же, в кассе не нашлось сдачи! При полном кармане денег не получалось попасть внутрь! Раздосадованная Лена, недовольная тем, что теряет драгоценное время, уже совсем было думала бежать к Юле за деньгами. И жестом отчаяния выгребла на прилавок всю мелочь из кармана. И её неожиданно хватило, прямо-таки копейка в копейку. Уф… Теперь - вывалить свой художественный хлам полиции на входе: краски, палитры, растворитель, кисти, штатив… И, стиснув зубы, бежать по аллее разукрашенного нескончаемыми баннерами Херсонеса, искать сюжет.
Угнездившись под сенью деревьев на холме, Лена писала восхитительно-синее море, белые колонны любимой своей базилики, рыжее дерево, невозможно контрастное на фоне густой синевы… То, что казалось очевидными цветами, было на поверку вовсе не так просто. Появилась Юля, не вдруг отыскавшая Лену в её укрытии. Она обошла почти всю территорию, изучала нововведения. Основные направления движения теперь оборудованы аншлагами (или как ещё назвать эти вертикальные штуки) с тематически цитатами умных людей и их портретами. Дорога внутри раскопок теперь устлана деревянными настилами, и посетители значительно ограничены в возможностях забраться на камни и там неистово фотографироваться. Сходила к руинам дома винодела, погрустила, сходил в античный театр, посидела, съела мороженое. Зашла в итальянский дворик, полюбовалась, отнесла мороженое Лене. И, отчаявшись дождаться, потихоньку отправилась к дому…
А Лена ещё возилась со своими красками, и потом, когда уже времени сделалось в обрез, бежала долгой дорогой по обочине, с холстом наперевес. Заставлявший её мёрзнуть на побережье ветерок тут пожух, затеплел, солнце палило вовсю, и в дворик в Бакинском тупике Лена ввалилась изрядно взмыленная.
Зато тут был настоящий рай! Прохлада, тенёк, обеденная нега. Обед Андрей с Юлей уже состряпали, и Лене оставалось только присоединиться к ним в «кают-компании». Мы отдыхали после дневной жары, и собирались на открытие выставки.
К Арт-отелю мы дошли пешком по Большой Морской. Утихала жара, улочки погружались в тень. Позвонил
a_ur, успевший уже добраться до «Украины». Чуть позже мы встретили его у дверей отеля. Он посмотрел выставку до нашего прихода, и мы пообщались на улице. Жаль, не вышло в этот раз вместе прогуляться куда-нибудь в горы - ну да ладно! Мы договорились, что непременно постараемся организовать это в следующий приезд.
В холле отеля бурлила артистическая тусовка. Мы поздоровались с Даней, поздравили его с вернисажем, и отправились разглядывать картины. И, конечно, было много открытий, и число любимых нами крымских художников увеличилось в тот вечер. Пришли Оля с Валерой, их подруга-журналист Людмила с сестрой Ольгой, и мы вместе разглядывали, изучали, обсуждали. Мозаика крымских уголков, дней, впечатлений брызгала со стен бликами солнца, серебром пасмурных дней, всем тем, чем щедро одарила участников пленэра севастопольская осень. Это было чудесно: картины, только-только родившиеся из-под чьей-то кисти, атмосфера объединяющего тепла, аура такого разностильного, разноколоритного, и всё же - единомыслия…
Шипилин Игорь (Севастополь). Севастопольский дворик. 2019
Билых Любовь (Москва). Дива. 2019
Молчанова-Дудченко Елена (Симферополь). Севастополь. Сквер Суворова. 2019
Волков Даниил (Ялта). В ожидании дождя. 2019
Молчанова-Дудченко Елена (Симферополь). Вечер в Форосском парке. 2019
Вильчукова Елена (Севастополь). Любимые балаклавские лодки. 2019
Молчанова-Дудченко Елена (Симферополь). Тёплый дождь. Севастополь. 2019
Петрухин Алексей (Севастополь). И в лужах неба отражение. 2019
Баева Аделина (Симферополь). Малосадовое. 2019
Волков Даниил (Ялта). У причала. 2019
Шипилин Игорь (Севастополь). Пляж в Ушаковой балке. 2019
Шипилин Игорь (Севастополь). Балаклава. У кипарисов. 2019
Боброва Елена (Омск). Полдень. Форос. 2019
Баева Аделина (Симферополь). Яхт-клуб. 2019
Молчанова-Дудченко Елена (Симферополь). Дождь. Причал. 2019
Севастопольский пленэр - это замечательное мероприятие, когда арт-отель приглашает к себе художников, берёт на себя все заботы об их быте и возит эту веселую компанию по различным живописным местам, чтобы они там писали картины. В благодарность художники оставляют по несколько своих работ в дар организаторам. И выставка этих работ завершает пленэр. Очень радостно, шумно, удивительно по-семейному - в нашем строгом городе такие мероприятия проходят по-иному.
Усеинов Рамазан (Симферополь). Графская пристань. 2019
Боброва Елена (Омск). Розовый свет. Севастополь. 2019
Боброва Елена (Омск). Симеиз. 2019
Молчанова-Дудченко Елена (Симферополь). Симеиз. 2019
Абжинов Эд (Москва). Фиолент. 2019
Шипилин Игорь (Севастополь). Южная бухта. Дождь. 2019
Баева Аделина (Симферополь). Античное наследие Херсонеса. 2019
Шипилин Игорь (Севастополь). Контражур в Форосе. 2019
Волков Даниил (Ялта). Большая Морская. 2019
Шипилин Игорь (Севастополь). Оползневое. 2019
Билых Любовь (Москва). Даша. Художник за работой. 2019
Вильчукова Елена (Севастополь). Лиловая и белая лодки. 2019
Молчанова-Дудченко Елена (Симферополь). Южная бухта. Отражения. 2019
Официальная часть этого закрытия-открытия быстро становилась всё менее формальной, всё более дружеской. Мы имели возможность увидеть и послушать тех, чьи работы так понравились нам. Художники делились впечатлениями от пленэра, Джон Барулин читал свои стихи друзьям-художникам. Оказалось, что у Игоря Шипилина день рождения, и все присутствующие наперебой поздравляли его и вручали подарки. И Игорь Николаевич пел, окончательно растопив сердца всех присутствующих, и хотелось, чтобы этот вечер продолжался подольше…
Click to view
Но всё хорошее быстро заканчивается. Завершилась церемония закрытия пленэра, художников пригласили на ужин. Андрей с Леной попрощались с Даниилом Волковым, и вышли в вечерний, наполнившийся светом фонарей Севастополь. Они шагали теперь к кафе, где уже угнездились Юля, Оля с Валерой, и их подруги Людмила с Ольгой. И вечер закончился за оживлённой беседой и застольем.
Мы распрощались у дверей кафе, под боком у забавно-озабоченного чёрного кота. Прощались мы ненадолго - до завтра. Мы планировали провести время в праздности и творческих шалостях. Нам предстоял
очень яркий и памятный денёк!
15 октября 2019 г.
P.S. Ещё несколько видеозаписей с этого вечера были опубликованы ранее
в отдельной записи, сразу после нашего возвращения.