Иограф - Таракташ

Jan 02, 2014 09:09

Мы снова шли на Иограф.
    Утро началось с метаний. Оставался последний крымский день, и мы всё никак не могли решить: Ангарский перевал или снова Иограф? Над Иографом осталась неразведанной пещера, и панорамных видов нам сверху в предыдущий раз не показали. И ещё - манили прогулка по яйле и сказочные недра Таракташа. Так что путешествия на Ангарский в итоге не случилось. Мы привычно взяли такси до конца Дарсановской. И вот она - крутая грунтовка. Вверх через привычно солнечный утренний лес, в немного опасливом ожидании облаков. Что-то будет с погодой? Подарит ли сегодняшний день ясные вершины - или опять странствия в сыром тумане?..

И как всегда синее небо над головой, и уцелевшие после пожара сосны - стройными колоннами в вышине. Мы поднялись над лесом, и ахнули, взглянув в сторону моря. Моря уже считай что не было. Густое облачное покрывало с плотными сизыми боками лежало до горизонта, и приближалось, наползая клубящейся границей на Ялтинскую бухту. Облака не желали изменять традициям. Мы лезли вверх, и белые языки тянулись следом за нами, отвоёвывая внизу кусочки суши. Долина пока сопротивлялась, растворяла клочья облачности над собой, но взамен их летели всё новые и новые. В Ялтинской чаше висело знойное марево. Когда мы обогнули по тропке основание хребта, в ущелье Темиар уже опять плескалось облачное море. Но лес был по-прежнему солнечным и весёлым. А когда мы наконец отыскали тропку к пещере - облака белыми курчавыми барашками принялись подниматься по склонам вверх…

К пещере Иограф ведёт горный проход, вырубленный в скальном массиве - то ли христианами к Гроту, то ли жителями Феодоро - как горная часть торгового прохода к берегу, а может это одна из римских дорог via militaris. Оценить титанический труд можно по каменным блокам, отколовшимся от вырубки и скромно лежащим на тропе.
    Пещера оказалась большой. И очень красивой - стены её, все в наплывах сталактитов, были цветными, словно найденный в прибое камешек-самоцвет. Было прохладно и сыро, где-то капала вода. И носилась кругами по пещере потревоженная нашим приходом маленькая летучая мышь. Она то скрывалась в лабиринтах дыр под потолком, то опять бесшумно металась меж стен, норовя иной раз врезаться в нас, но отшатываясь в последние мгновения - тогда воображалось, как она пищит неслышным человеческому уху писком, ловя отражённые от препятствий волны. Мышь было жалко, но мы не спешили возвращать ей покой и одиночество, уж больно интересна была пещера. С низкими боковыми коридорами, причудливыми наплывами известкового водопада наверху - и с маленькой чашей озерца, венчающего неправильный, на манер вулкана конус. Всё это было изваяно насыщенной известью карстовой водой, текущей с потолка. Так же, как и затейливые кулисы по бокам от импровизированного алтаря. Оттуда, из тёмных недр, луч фонаря выхватывал то нарисованный на стене крест, по странные, пугающие очертания фантастических лиц и фигур, созданных самой природой.

В VIII - IX вв. здесь находился христианский храм тайного собора прихожан. А в путеводителе по Крыму 1914 года можно прочитать: «Пещера лежит под верхними известняковыми утесами Яйлы и служила, по-видимому, местом, где собирались христиане для богослужений во время турецких гонений. Здесь сохранились остатки алтаря, почти совершенно разрушенного туристами. Неподалеку от большой пещеры находится маленькая, в которой, говорят, спасался отшельник. Недалеко от пещеры видны следы древнего кладбища».
    Выше пещеры нашёлся геокэшерский тайник - на каменной площадочке над тропой. Контейнер лежал посреди площадки, вынутый из закладки - именно вынутый, ибо сам вывалиться из-за старательно выложенной каменной стеночки он никак не мог. И пакет от контейнера валялся внутри каменного гнезда. Так и осталось загадкой, кто добывал контейнер из камней - возможно, любопытные смекалистые вОроны, коих тут во множестве. Достать достали, а раскрыть тугую крышку не сумели… А может это были деловые скальные зайцы - но и им клад оказался не по лапам…
    Тропа вела дальше вверх - возможно, и до самого плато. Но мы проверять не стали, вернулись прежним путём… Облака внизу явно побеждали - это стало понятно ещё тогда, когда мы выбрались из пещеры. Плотное белое море разлилось под яйлой. И нам-таки сегодня повезло! Облака остались ниже кромки плато. Мы выбрались наверх, и любовались открывшимся внизу великолепием. Светило яркое тёплое солнце. И мы, счастливые, устроились на обеденный привал. А потом - пошли вдоль кромки яйлы в сторону Ай-Петри. И всё новые волшебные виды открывались внизу.

Тропка виляла то по краю у обрывов, то вглубь яйлы, взбиралась на каменные гребешки и скалы - здесь нам повстречались охотники из Донецка, с собаками и в сопровождении супруг. И оказалось, что никто не нарушает заповедного режима, просто на яйле проводятся соревнования, и никто никого не убивает по-настоящему. Что ж, приятно было слышать… Охотники пожелали с нами сфотографироваться - и мы щёлкнулись в обнимку, и распрощались добрыми друзьями… Наша прогулка продолжалась, тропа повела в обход скалы по самому краешку, с роскошными видами на обрывы, стелились под ногами можжевельники, и в конце концов мы решили свернуть с тропы, не делать петли и пересечь скалу по сокращённой прямой. Конечно, заплутали немного, поныряли в овражки - но то она и яйла! - и спугнули трёх грациозных косуль. А потом вышли на грунтовку. Опять где-то впереди маячили охотники с собаками, всё-таки людно на яйле, что ни говори! А дорога была просторной, широкой, и вокруг было как-то очень много пространства и воздуха, радостно много, мир казался огромным и прекрасным. Синело ясное небо. Сбоку от дороги мостились каменные бортики татарской стены. То ли эти камни предназначены были задерживать на яйле снег - носитель драгоценной влаги - то ли просто так ограждали свободу перемещения скота в сторону обрывов… Дорога поднялась вверх - показались белые шары локаторов, добавляя пейзажу нотки советских фантастических фильмов. Гулять бы тут и гулять - но следовало торопиться. Мы и так проходили по яйле слишком долго, пора было искать подходы к Таракташу.
     Мы свернули на плотину - узкий перешеек, странным образом пересекавший длинный просторный овраг. Здесь росли необычной формы деревья, а тропа по перешейку заросла забавной травой, жёлтой, высокой и очень пышной, словно блестящий диковинный мех. Внизу - справа и слева - лежали чудные полянки меж низкорослых сосен, и там бродили грибники с пластиковыми вёдрами… Это Плотина Сикорского. Зелёная стена, сооружённая под руководством инженера И. К. Сикорского в 1906 г. Это единственное точное инженерное сооружение на яйле было разрушено 8-бальным крымским землетрясением 1927 года.
     Потом наконец нашёлся и Таракташ - скальный гребень с ярко выраженной горизонтальной слоистостью, с башнеобразными скалами, уступами. Оползневая ступень Ай-Петринской яйлы, близ её южной бровки. «Тарак» - гребень; «таш» - камень.

У тропы поставили указатель - теперь мимо спуска не промахнуться… И мы нырнули под скалы, в лесной туннель, полный рыжей опавшей листвы. Увы, солнышко успело опуститься низко, и света в Таракташе уже не было. Впрочем, эти каменные гребёнки нам вообще никогда не удавалось достойно снять. Отчасти - оттого, что оказываемся здесь всегда к вечеру, в пору большого контраста, а отчасти потому, что больно уж масштабны красоты Таракташа - не даются они в алчные лапы фотографов…

Зато внизу нас ожидал маленький бонус. Туманное море было на месте. И, спускаясь по тропе, мы постепенно погружались в его волшебные лиловые недра. Туман творил из сумеречного леса сказку. И мы не успели заметить - как впереди забрезжил среди тумана розовый свет. И оказалось, что перед нами в сиреневом мареве плавает панорама закатной Ялты…

Туман выпустил нас на свободу у смотровой площадки, от которой начинается Штангеевская тропа. Могучие скалы вверху тонули в облаках. А внизу была тропа на спуск, вечерний сосновый лес, волнующие воображение горные сумерки… Мы заглянули на прощание к водопаду Учан-Су - просто так, для порядка. В последние минуты дневного света от выглядел как-то особенно грозно и величественно…
    А потом привычно и бодро мы поспешили вниз по серпантину дороги - сколько раз мы уже нарезали тут петли! Правда, совсем скоро рядом с нами притормозил экскурсионный автобус, и нам предложили подъехать до Ялты. Мы решили не экономить и согласились - хватит топтать ноги на сегодня. В темноте автобуса экскурсанты - судя по говору, с западной Украины - спросили, откуда мы идём, и подивились нашему маршруту. Тяжко? - спросил сочувственно видный высокий мужчина - глава семейства. Нет, что Вы - засмеялись мы - это так замечательно и красиво! И мужчина озадаченно затих… На дороге сделалось уже совсем темно, и в этой темноте мы проехали мимо парочки, встретившейся нам на яйле и спускавшейся с нами по Таракташу. Счастливого вам возвращения, единомышленники по взглядам на отдых!..
    Автобус довёз нас до «Спартака». Это было как раз то, что требовалось! Прощальная прогулка - по Пушкинскому бульвару, мимо гирлянд, фонтанов, магазинчиков, художников… Как приятно после простора горного дня окунуться в праздник вечернего гуляния! И шумело море, и играла музыка. Мы прошли набережную, и уселись на скамейку у фонтана. Вокруг бурлила неутихающая курортная жизнь. Мигали огни, ездили нарядные паровозики, велосипеды, гироскопы, скейты… Но всё это уже делалось каким-то далёким, будто бы мы не сидели в самом центре праздничной набережной, а смотрели на неё со стороны, с экрана видео. Ялта для нас была уже призраком, воспоминанием. И ничего с этим нельзя было поделать… А огоньки всё мигали, и качались над чёрным ночным морем мачты яхт… Мы поднялись со скамейки и пошли с набережной прочь. Нужно было торопиться домой - собирать вещи. Наш осенний отпуск закончился…