На яйлу и обратно. Стиля-Богаз

Dec 10, 2013 16:56

Вторая часть. Читать сначала...

Мы всё пытались догнать солнышко, и оно даже посветило нам - совсем чуть-чуть, но от этого только красивее были скупые вспышки света на белых живописных карстах, на алых кустах шиповника и густо-зелёных вершинах леса. Туман то отступал, то возвращался снова, мерцал колеблющимся покрывалом, и размытый солнечный свет в его глубине бесконечно завораживал. Хотелось стоять и любоваться на непрерывно меняющиеся картины - но время подгоняло, нужно было вовремя дойти до Стиля-Богаза. И мы спешили, и замирали временами, когда распахивались среди тумана солнечные просторы посреди бескрайней яйлы.

Потом яйла сузилась, и слева раскрылась просторная долина Многоречья с очень зелёными озёрами и разноцветным осенним лесом. Долина была залита солнечным светом, и так сказочно красива, что мы позабыли про цейтнот и некоторое время любовались эффектным зрелищем. Вниз по склону плавной петлёй спускается дорога. Проложена она ещё в XIV веке феодоритами - от Мангупа к побережью для торговли с генуэзцами. В те времена это была широкая торная дорога, местами мощёная камнем - древний проход Кучук-Узенбаш-Богаз.
     Кстати, оказывается, здесь есть ещё один «проход» - на километровой глубине - Ялтинский гидротоннель, протянувшийся под Главной грядой более чем на семь километров. Он сооружался московскими метростроевцами с 1959 по 1963 гг. А в 1964 г. вблизи Счастливого было сооружено водохранилище - то самое зелёное озеро в долине. По тоннелю вода Многоречья поступает в очистные сооружения Ялты и Гурзуфа.

Грейдерная дорога круто поднимает нас к вершине Лапата вдоль обрывов скал Люка. Сегодня, к сожалению, совершенно невидимых в облаках - а жаль, очень хотелось бы высунуть туда нос! Вместо этого мы снова погрузились в густую облачность. И наткнулись у тропы на жуткую плиту. Ровно девять лет назад - 21 октября 2004 - здесь насмерть замёрзли трое студентов Донецкого института туристического бизнеса - двое юношей и одна девушка. Двенадцать человек - трое парней и восемь девушек в возрасте 17-18 лет во главе с 55-летним руководителем приехали в Крым 16 октября в село Многоречье, где провели 4 дня, а 20 октября решили налегке, без спальных мешков и другой амуниции, пройти через Большой Каньон, выйти на северный склон Ялтинской яйлы и затем спуститься вниз. Группа прошла через каньон и поднялась наверх, но в тумане, при сильном ветре и низкой температуре - заблудилась. Ребята были одеты легко, промокли насквозь и замерзли. По мобильной связи они дозвонились своему преподавателю в Донецке, который связался со спасателями. Те, кто остался жив, с изнеможением и переохлаждением были доставлены в Бахчисарайскую больницу. А руководитель группы - в прокуратуру города Ялты…
     Вокруг нас царила та же серая сырость, что забрала жизни ребят, и мы невольно вспомнили, как только что грелись чаем под термоодеялом и переодевались в сухое. Но у нас были с собой и одеяло, и чай, и запасной свитер, и дождевики, и телефоны спасательных отрядов в мобилках. И Garmin с запасными батарейками. А у них не было ничего…

Подавленные прочитанным, мы поспешили дальше, и вдруг из тумана нам навстречу вышел одинокий путник с объёмным рюкзаком. Он шёл откуда-то из недр Заповедника к Ставрикайской тропе, чтобы спуститься к водопадам Яузлара. Мы немного пообщались с ним, делясь маршрутами и впечатлениями. Наш новый знакомый не нашёл родник у Джунын-Кош, и мы отдали ему запасную бутылочку воды - нам на спуск, и пара источников по пути точно будет.

Была мысль попробовать спуск по Лапата-Багазу, но в тумане эта идея была признана шальной - и трезво отметена. Тем более, вон уже и Джады-Бурун с громадным Крестом, к которому мы хотели подняться в прошлый раз из Комбопло. Ну вот мы и здесь - у могучей деревянной конструкции, возвышающейся над плато. И - будто по волшебству - облачная завеса вдруг раздёрнулась, и засияли голубое небо и ярко-зелёные заросли можжевельника на карстовом склоне. Просторы яйлы внизу распахнулись во всём своём великолепии… И снова скрылись в густом тумане. Нам словно сделали подарок на прощание…

Тропа пошла вниз. В тумане еле видны туры у начала спуска Стиля-Богаз. Мы немного поискали геокэшерский тайник в скальной стенке - но в тумане это оказалось непростым делом, разумнее было отложить его до лучших времён. Мы направились вниз, в надежде, что вот-вот выйдем из немного прояснившегося тумана. И опять же - не тут-то было!

Облачность делалась всё гуще. Зато в ней абсолютно сказочно смотрелись сосны и дубы вдоль тропы. Мир туманного леса завораживал. И мы ещё полюбовались и поснимали то на одной полянке, то на другой - а потом принялись стремительно, бегом спускаться вниз.

На знакомом повороте дороги - там же, где сидели накануне - мы присели перекусить. Вокруг по-прежнему висел плотный туман, но теперь он был не холодным, а тёплым и каким-то очень уютным, словно пух внутри диковинного огромного гнезда. И привал, устроенный спонтанно прямо на обочине, вышел очень славным. А дальше дорога вела через заросли скумпий, и их алые и багровые листья среди зеленоватого тумана были просто восхитительны. И стройные сосны красиво таяли в нежной дымке…

У родника «Семёрка» вдруг выяснилось, что туман остался вверху. Мы незаметно вышли из облаков, и рыжий от папоротников вечерний лес снова сделался чётким. Сумерки уже опускались на дорогу, и в этих сумерках потрясающе светились каким-то собственным светом оранжево-жёлтые осенние листья, и мы долго снимали завороживший нас кусочек дороги с лесом…

Мы приняли решение не сворачивать с дороги на тропки, а проверить, куда она выведет. Дорога оказалась очень удобной и красивой. И когда показался выход из леса - мы поняли, что однажды мы здесь уже были. Дорога вывела к длинному холму над Васильевкой, по которому когда-то мы поднимались к горам. Васильевка внизу уже загоралась огоньками, и сияла Ялта, а в бухте сверкал, словно новогодняя ёлка, огромный корабль. Над серыми горами, заросшими лесом, висела густая облачность…

Мы спустились к Васильевке, и опять шли мимо знакомых домиков, мимо кота, охранявшего отяжелевшие от плодов ветви хурмы… И ввалились в какой-то незнакомый переулок, заплутали в каких-то задворках, были облаяны со всех сторон… Потом выбрались в респектабельный район Васильевки, здесь были исключительно богатые дома, огромные и довольно красивые. И увидели Васильевку сверху, высматривая знакомые районы, знакомые магазинчики. Настало время вечерниго восполнения потерянной жидкости… В сгущающихся сумерках мы опять гуляли пешком, и отыскали очень удобную лесенку, выводящую прямо к автовокзалу. Сегодня нас ждал уютный домашний ужин. А пока - мы гуляли по вечерней Ялте…