О месте захоронения адмирала Прайса

Oct 02, 2017 14:32

       У нас ещё один свидетель. И, похоже, тот, что был нужен.
       Найденный благодаря подвижничеству Павла Калмыкова, который откопал и перевёл записки Джона М. Тронсона, в 1855 году служившего помощником корабельного врача на H.M.S. «Барракуда» (Barracouta).
       Однако по порядку.

      Контр-адмирал флота Её Величества Дэвид Пауэлл Прайс был застрелен пулей, выпущенной из собственного пистолета, своею собственной же рукой.
       Rear Admiral Price was shot by a pistol ball by his own hand - это фраза из вахтенного журнала флагманского фрегата «Президент». Причины, побудившие адмирала стрельнуть себе в сердце, мы здесь не рассматриваем, я на эту тему целую книжку в своё время наваял.



Фрагмент вахтенного журнала фрегата "Президент" с записями о случившемся с адмиралом и его кончине

Застрелился адмирал перед самым сражением и в бой ходил уже в эфирном теле - физическое лежало в адмиральском тузике, завёрнутое в парусину. Лишь после первой неудачной высадки в Петропавловск его похоронили, ибо появилась возможность. Вопрос: где?
       Из всевозможных записок-воспоминаний следует, что похоронили в Тарьинской бухте (ныне бухта Крашенинникова). Эту информацию избыточной не назовёшь, ибо бухта наша чересчур велика и имеет много удобных мест, где можно хоронить застрелившихся британских адмиралов хоть батальонами. К тому же камчатская природа - она такая, она уже через пять-десять лет спрячет могилы так, что нипочём не найдёшь, и никакой металлодетектор не поможет, всю жизнь будешь по берегам раком ползать, щедрым камчатским солнцем палимый. В разных русских источниках (считая и народную молву) в качестве места погребения фигурирует около десятка точек, но ведь она, эта точка, может быть только одна!
       В вахтенных журналах британских кораблей нет практически ничего, что могло бы помочь точно ткнуть карандашом в карту: типа «вот тут». Поэтому была поставлена задача ВЫЧИСЛИТЬ место погребения, исходя из условий местности, пользуясь определённым знанием истории бухты и определённым знанием военно-морского дела (в т.ч. и XIX века), а также базируясь на косвенной информации вахтенных журналов и на записках тех, кто непосредственно принимал участие в погребении.
       Как именно происходили вычисления, можно почитать здесь.
       Теперь о показаниях непосредственных свидетелей похорон.
       У нас их два. Точнее, их воспоминания. Это письма преподобного Томаса Хьюма (Thomas Holme), капеллана фрегата «Президент», и Джорджа Палмера (George Palmer), первого лейтенанта того же фрегата, впоследствии адмирала. Да, именно так: они реально участвовали в похоронах, а Палмер ещё и скетч сделал.
       Кстати, смотря что понимать под словом «скетч». Это может быть как план местности, так и карандашный набросок, рисунок: типа «вот так вот оно всё выглядело, если стоять здесь и смотреть вот отсюда». В первом случае это как раз то, что нам надо, во втором - вряд ли. Однако как бы то ни было, скетч Палмера, в отличие от его письма, до нас не дошёл. Увы.
       Томас Хьюм никаких уточнений не даёт, кроме слов «маленькая берёза» (small birch tree). Этого для поисков, конечно, будет маловато. Палмер же, кроме прочего, использовал фразу «маленький лесистый мыс» (small woody point) - именно point, а не cape - и она, эта фраза, вкупе с прочими результатами размышлений-вычислений решила всё. Место погребения - мыс Неводчикова (нынешнее название), лично у меня все сомнения отпали.
       Однако доказательств моим вычислениям не было. Не будешь же перекапывать весь мыс, тем более что это уже давно сделано при строительстве 14-го (транспортного) цеха и очистных сооружений военного судоремонтного завода СРЗ-49 «Горняк» (ныне СВРЦ). Да-да, народная молва говорила о неких находках - истлевшие лохмотья сукна, пуговицы, кости... Но на то она и народная молва, чтобы быть безликой, на неё особо не сошлёшься. То есть доказательств тю-тю.
       В общем, за неимением подтверждений было решено поиски прекратить и просто поставить памятник. Это отдельная история на мотив гоп со смыком - и так называемое согласование, и планировка площадки, и установка... с последующим демонтажом, газетными статьями, судами и прочим дерьмом, непосредственно связанным с неприятной для меня (и не только для меня) личностью капитана 1 ранга Владимира Аверина, в то время командовавшего заводом. Памятник сейчас спрятан в надёжном месте, охраняется злыми собаками и ждёт своей установки - на этот раз уже практически на точном месте. Ибо...
       Ибо Павел Калмыков перевёл и выложил записки Тронсона, в которых прямо сказано: «Три офицера погребены на прибрежном склоне напротив маленького островка; здесь также лежат останки адмирала Прайса, его могила отмечена крестом». На языке оригинала: «Three officers lie buried on a rising ground opposite a small islet: here also lie the remains of Admiral Price, his grave is marked by a cross».
       Напротив маленького островка. Всего-то три слова, а какое уточнение. Его не ждали, но как раз его-то и не хватало.
       Парусный пароход «Барракуда» действительно заходил в Авачинскую губу во время событий 1855 года. Посещал он и Тарьинскую бухту, притом под адмиралским вымпелом; в вахтенном журнале (до ужаса неаккуратном, кстати, аж неприятно читать) ничего путного, конечно, нет. Но вот эта фраза Тромсона - она даёт однозначное указание на мыс Неводчикова, ибо иных вариантов нет и быть не может.
       Сам мыс везде имеет обрывистый берег высотой от трёх-пяти до семи метров, и просто так по нему не вскарабкаешься. Да ещё и с телами убиенных, с шанцевым инструментом опять же... И лишь в одном месте это можно сделать - где нет обрыва. Где берег пологий, и можно немного подняться на мыс. Именно здесь впоследствии навалили камней и сделали хозяйственный пирс, остатки которого видны и сегодня. Высадимся (мысленно или на самом деле) здесь на берег и пройдём чуть вверх по пологому склону. Совсем немного пройдём, метров 50-70, просто чтобы хоть немного отойти от уреза воды. Ноша у нас тяжёлая, сами понимаете... Вот оно, это место.
       Не сильно заросшее деревьями, ведь с могил моряков должны быть видны волны (не так ли?), чуть на возвышенности (в смысле - не на уровне моря). И да, от этого места всего каких-то сто метров до памятника, который в своё время выкорчевал апломбированный гражданин Аверин (не к обеду будь помянут).
       Справедливости ради отметим, что метрах в пятистах на NW нынешний обрыв тоже невысок и даже местами почти сходит к нулю. Но это уже не «напротив островка» (во-первых), и вовсе не факт, что берег не приглажен-облагорожен в результате действий «частного сектора» (у людей там дачи, и дорога накатана, в том числе и по берегу). Опять же, Палмер однозначно сказал: «на мысу», а это уже не мыс-point, это куда ближе к мысу Кутха, который, кстати, типичный «cape».
       О трёх офицерах. Ну, контр-адмирал Дэвид Пауэлл Прайс, это понятно. Три офицера - один из них точно лейтенант М. Бурассэ (M. Bourasset); двое других, несомненно, тоже французы, ибо в списках убитых на британской эскадре офицер всего один, капитан морской пехоты Чарлз Аллан Паркер (Charles Allan Parker), но: он похоронен под Никольской сопкой. Списков потерь французской эскадры у меня, увы, нет. Получается три француза, как ни крути.
       Теперь про крест. Во время первых похорон (адмирала, лейтенанта и нескольких матросов, погибших при первой высадке в Петропавловск) крест не ставили, иначе и капеллан, и первый лейтенант «Президента» непременно упомянули бы об этом. Там вообще всё было второпях. Значит, его поставили во время второго погребения, когда хоронили куда большее количество убитых после второй попытки десанта. И крест стопроцентно был хорошо виден со стороны воды, думаю, никто не будет это оспаривать.
       Спасибо, Паша! Мы изначально рассуждали верно, и Тронсон это просто подтвердил.
       Теперь картинки:



Бухта Тарьинская, ныне Крашенинникова



Мыс Неводчикова, быв. мыс Прейса (и не путать с Прайсом!)



Место высадки похоронной партии



Окончательно вычисленное место погребения

Резюме.
       Место погребения вычислено и подтверждено.
       Надо идти в администрацию и выбивать разрешение на переустановку памятника.

материалы, персоналии

Previous post Next post
Up