Об обществе потребления

Jan 29, 2015 13:03




В романе Алексея Николаевича Толстого «Хождение по мукам» нахожу очень много интересного и, что самое главное, актуального сегодня. Поэтому решил, что некоторые, особо понравившееся цитаты из произведения, буду выкладывать здесь. В моём ЖЖ эти цитаты можно будет легко найти используя метки (теги*): литература, хождение по мукам.

* Тег - жаргонное название дескриптора, метки как ключевого слова, в более узком применении идентификатор для категоризации, описания, поиска данных и задания внутренней структуры [Википедия].

Итак, вашему вниманию реплика одного из героев произведения Сергея Сергеевича Сапожкова:

- …Мы ничего не хотим помнить. Мы говорим: довольно, повернитесь к прошлому задом! Кто там у меня за спиной? Венера Милосская? А что - ее можно кушать? Или она способствует ращению волос? Я не понимаю, для чего мне нужна эта каменная туша? Но искусство, искусство, брр! Вам все еще нравится щекотать себя этим понятием? Глядите по сторонам, вперед, под ноги. У вас на ногах американские башмаки! Да здравствуют американские башмаки! Вот искусство: красный автомобиль, гуттаперчевая шина, пуд бензину и сто верст в час. Это возбуждает меня пожирать пространство. Вот искусство: афиша в шестнадцать аршин, и на ней некий шикарный молодой человек в сияющем, как солнце, цилиндре. Это - портной, художник, гений сегодняшнего дня! Я хочу пожирать жизнь, а вы меня потчуете сахарной водицей для страдающих половым бессилием…

Как же ярко данные строки характеризуют представителей общества «ням-ням»!

А вот уже другой отрывок из романа. Здесь Николай Иванович Смоковников, муж Екатерины Дмитриевны - одной из сестер, повествованию о жизни которых посвящена первая книга романа, рассказывает, к чему может привести бесконечная жизнь в удовольствиях.

- Я видел, - мы живем дурно, эти непрерывные удовольствия кончатся когда-нибудь взрывом отчаяния. Но что я мог поделать, если занятие моей жизни, и Катиной, и всех, кто нас окружал, - веселиться. Иногда, здесь, гляжу на море и думаю: существует какая-то Россия, пашет землю, пасет скот, долбит уголь, ткет, кует, строит, существуют люди, которые заставляют ее все это делать, а мы - какие-то третьи, умственная аристократия страны, интеллигенты, - мы ни с какой стороны этой России не касаемся. Она нас содержит. Мы - папильоны. Это - трагедия. Попробуй я, например, разводить овощи или еще что-нибудь полезное, - ничего не выйдет. Я обречен до конца дней порхать папильоном. Конечно, мы пишем книги, произносим речи, делаем политику, но это все тоже входит в круг времяпрепровождения, даже тогда, когда гложет совесть. У Катюши эти непрерывные удовольствия кончились душевным опустошением. Иначе и не могло быть... Ах, если бы ты знала, какая это была прелестная, нежная и кроткая женщина! Я развратил ее, опустошил... Да, ты права, нужно к ней ехать...
(Подчеркивание мое)

А.Н. Толстой "Хождение по мукам". Часть первая "Сёстры".

хождение по мукам, литература

Previous post Next post
Up