«Трамвай желаний» - именно так называется экскурсионная поездка по древнему городу-курорту. В рекламе тура есть интересная фраза: «Мы - жители города, по праву гордимся такой находкой. Евпатория - это единственный город в Крыму, где сохранились трамваи, и единственный город в мире, где существует трамвай желаний».
И действительно, из четырех крымских трамвайных линий до своего столетия дожил только евпаториец. В Севастополе и Керчи движение данного вида электротранспорта было уничтожено во время немецко-фашистской оккупации. А после освобождения городов-героев было принято решение не восстанавливать трамвайные пути и депо. Симферопольский трамвай все же восстановили, однако в 1970-м решили отдать предпочтение троллейбусу и заменили им старенького «рогатого». Две разрушительные войны (Гражданскую и Великую Отечественную), которые нанесли существенный урон полуострову - пережил только евпаторийский трамвай . Ну а сегодня он даже является одной из визитных карточек города-курорта.
Потребность в общественном транспорте у маленькой Евпатории возникла лишь с началом дачного строительства в западной части города и после открытия в 1887 года грязелечебницы у озера Мойнаки. Именно в этом году впервые в городской Думе и заговорили «об организации электротранспорта трамвайной линии». Однако из-за ряда обстоятельств, первый рейс был запущен лишь спустя 27 лет - 10 мая 1914 года.
Протяженность первой трамвайной линии составила 4,5 км. К 1917 году было уже три линии. На них работало 14 новейших электрических вагонов фирмы «Вестингауз», двухосные моторные, с двумя кабинами управления.
После Гражданской войны разрушенный городской электротранспорт восстанавливался четыре года, а после Великой Отечественной - более 10 лет.
С 1957 года в Евпаторию стали поступать узкоколейные трамвайные вагоны из завода в городе Гота (ГДР). Дело в том, что в Советском Союзе трамвайные вагоны для узкоколеек практически не производились, поскольку такие трамвайные трассы существовали лишь в пяти городах страны (Львов, Винница, Калининград, Житомир и Пятигорск). Выгоднее было покупать вагоны в Европе, где достаточно широкое применение получила именно колея 1000 мм для трамваев.
К 1972 году в Евпатории остались одни немецкие трамваи. В конце 80-х им на смену пришла чешская сочлененная «ТАТРА» КТ4SU. До развала Союза в город успели поставить 18 таких машин.
Впрочем, ставшие уже раритетом «Готы» все также на ходу. В трамвайном депо сегодня их осталось 9, а самому старому из них - 56 лет.
К 2006-му году силами работников депо пожилые «немцы» успешно прошли модернизацию. А в сентябре прошлого года, один такой «тюнинг» евпаторийцам даже удалось обменять в Виннице на Tatra KT4SU. Неравноценный обмен скажите? Ну почему же! На Украине «ГОТЫ» - уже давно экзотика, поэтому данный трамвай винничане переоборудовали под экскурсионный и теперь, взяв пример у евпаторийцев - с успехом гоняют свой «трамвай желаний».
Впрочем, в преддверие 100-летнего юбилея у работников городского коммунального предприятия «Трамвайное управление имени И.А.Пятецкого» было единственное желание - выжить. С декабря по апрель они не получали зарплату. Увы, но уже много лет единственный на Крымском полуострове трамвай - убыточный транспорт.