Крымские курильщики наверняка заметили красивую золотистую пачку сигарет, появившуюся недавно на прилавках магазинов полуострова. Так, новой маркой сигарет «Стамболи» производители решили увековечить некогда знаменитую фамилию основателя табачного бизнеса.Фамилия Стамболи означает «приехавший из Стамбула». Однако ее известные носители были вовсе не турками, а феодосийскими караимами.Предки основателя династии Иосифа Стамболи, эмигрировали в Турцию после присоединения Крыма к России. Однако сам Иосиф вернулся в родную Феодосию уже в начале XIX века.
Однако сам Иосиф вернулся в родную Феодосию уже в начале XIX века. Здесь он обзавелся семьей, купил землю. А одному из его сыновей, Вениамину, суждено было сделать фамилию Стамболи настоящим отечественным брендом, известным далеко за пределами маленького приморского города. Хотя, успех табачного бизнеса у Вениамина начинался, как и у многих других прославленных предпринимателей. Генри Форд, как известно был механиком. Джон Рокфеллер начинал карьеру с помощника бухгалтера. А Вениамин Стамболи, будучи еще мальчишкой - чистил обувь, работал официантом и даже проводил экскурсии по старому городу гостям Феодосии. Впрочем, самым доходным делом оказалась торговля махоркой, которую предприимчивый подросток вместе с отцом продавал портовым грузчикам. Правда, злые языки утверждали, что торговали Стамболи не махоркой, а…окурками. Собирали их на Феодосийской набережной, а затем из них набивал папиросы. Со временем, Вениамин перебрался в центр на улицу Итальянская (сейчас ул.Горького), где сначала ходил с лоточком полным папирос. Затем поставил здесь небольшой торговый ларек. Где в Феодосии лучший табак? Все горожане знали ответ: у «паренька с Итальянской». От отца Вениамин унаследовал два цеха: по производству папиросных гильз и по переработке табака. Прибыль давала добыча и продажа соли с промыслов Арабатской стрелки. Но всё же табачное дело стало в жизни главным.
В 1861 году на той же Итальянской улице Вениамин Стамболи отрывает собственную табачную фабрику - первую на полуострове. Разрешение на вредное производство молодой купец получил от Таврического губернатора Григория Жуковского, к которому ходатайствовал «о дозволении открыть в Феодосии в доме жены - губернского секретаря Ольги Оржениковой табачную фабрику».
Развалины здания фабрики Стамболи в Феодосии
Не прошло и десяти лет, как представительства фабрики, славящейся изысканными сортами табака, открылись не только во всех крымских городах, а также во многих городах России и Европы. Коробки для папирос заказывали в лучших столичных типографиях, а газеты пестрили рекламой: «Фабрика Стамболи. Замечательный южный табак, отличающийся от других табаков мягкостью, натуральным ароматом и не оставляющий после курения никакого осадка. Просим курящих господ испробовать и убедиться в высоком его достоинстве».
Портрет сына основателя табачной династии - Иосифа Стамболи (фото конца 1890-х гг.)
Качество табака дважды подтверждалось и золотыми медалями на международных выставках в Париже. Да и как мог не прославиться табак? Ведь караимы еще со времен Крымского ханства считались тонкими знатоками и ценителями хороших сортов. А со временем, именно караимы стали законодателями всей отечественной табачной промышленности. В 1856 году в Москве было создано “Товарищество Самуила Габая”, а позже фабрика “Дукат”. Название нового производства произошло от фамилий двух учредителей - Эзры Дувана и Абрама Катыка. В Симферополе, в начале ХХ века существовала табачная фабрика - Самуила Крыма. Да и почти все крупные табачные лавки в Москве и Киеве держали караимы. Самым известным из них со временем стал москвич Эфуд Леви - прототип легендарного Остапа Бендера. На Остоженке Леви держал небольшой магазин "Никотин", куда часто за папиросами заходил его сосед Илья Ильф. В 1932 году Леви покинул Союз и стал настоящим турецкоподданным.
Знаменитый дворец Стамболи в Феодосии
Но вернемся к Стамболи. Вениамин Стамболи мечтал создать для троих своих сыновей три дачи-дворца: в Бомбее, Генуе и Феодосии. Однако мечту отца удалось воплотить лишь младшему сыну. Наследник табачной империи Иосиф Стамболи заказал известному столичному архитектору особняк. Стройка затянулась на 5 лет и обошлась в 1,9 млн рублей золотом. Хотя, на деле получился целый дворец в восточном стиле, который табачный король преподнес в дар жене Рахиль Ильиничне.
Заботился Иосиф Стамболи не только о любимой женщине, но и о работниках фабрики. Оплачивал им лечение, строил жилье. Был членом Феодосийского благотворительного общества и единственным попечителем городской женской профшколы.
Почувствовав ветер перемен, в 1916 году Стамболи продал фабрику, дворец, земли и покинул Россию. Последние годы он жил вместе с семьей во Франции. Средство на жизнь бывшему миллионеру давал небольшой бакалейный магазин.
Предчувствия табачного магната не подвели. В 1921 году фабрику Стамболи была национализирована… Однако пережив революцию, гражданскую и Отечественную войны - она сгорела в марте 1990 года...
Феодосийская табачная фабрика после пожара 9 марта 1990 года
…Величественный дворец на феодосийской Набережной и мраморная плита с могилы основателя династии Вениамина Стамболи. Вот, пожалуй, и все, что осталось в Феодосии от некогда самой богатой семьи города.