Сегодня, имя примадонны Мариинского театра Евгении Константиновны Мравиной (Мравинской) хорошо известно разве что исследователям истории российской оперной сцены. Ее трагическая судьба была бы неизвестной, если бы не очерк Игоря Северянина «Трагический соловей».
Мравина умерла 25 октября 1914 года в Ялте, где и была похоронена…
Признаться честно, прочитав очерк классика Серебряного века, становится страшно. Ведь порой мы даже и не представляем себе, насколько красота и молодость, успех, слава и благополучие в жизни сиюминутны. Все это можно потерять в одно мгновение. Судьба талантливой певицы Евгении Мравиной лишний раз тому доказательство.
А все начиналось как в сказке. Женя Мравинская появилась на свет в 1864 году. Петербург, знатный род, природная красота, которую впоследствии сравнивали с красотой «мадонны Рафаэля» и талант. Уже в три года девочка чисто распевала «нянюшкины» колыбельные. А в 12 она стала украшением хора Екатерининской гимназии. Как впоследствии вспоминала ее сестра Александра Колонтай: «У Жени был чудный голос, который не забывал никто, когда-либо ее слышавший: чистый, мелодичный, напоминающий звук виолончели. Она пела как птица, без всякого напряжения, так естественно, будто никаких усилий ей это не стоило...»
Евгения Мравина (справа) с сестрой Александрой Колонтай и племянником. (Ялта, 1910)
В 17 Женя стала серьезно заниматься вокалом с известным певцом и педагогом Ипполитом Прянишниковым. Три года занятий и - поездка в Италию. Дебют Мравинской состоялся 7 августа 1885 года в маленьком итальянском городке Витторио близ Венеции. Певица исполнила партию Джильды в опере Верди «Риголетто» и уже на утро проснулась местной знаменитостью. Девушку везде узнавали и кричали вслед «la prima donna»... Головокружительный успех продолжился и после гастролей. После удачных проб она была зачислена в труппу Мариинского театра.
Талант Евгении Мравиной высоко ценили А. Рубинштейн, Ц. Кюи, П. Чайковский. Последний часто выражал свое восхищение созданным ею образом Татьяны. А красота певицы пленила и будущего императора Николая Второго, который до женитьбы был большим поклонником, как Мариинского театра, так и его прим. Однажды, он пригласил к себе в ложу отца певицы, генерала Мравинского и выразил желание поговорить с девушкой наедине. Генерал ответил ему следующим образом:
- К сожалению, ваше высочество, я туговат на ухо, и некоторые фразы, даже при усилении голоса собеседника, мною все же не усваиваются…
Е.Мравина - первая исполнительница партии Оксаны в опере Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством» (1895)
Почти 15 лет Евгения Мравина блистала на оперной сцене и по праву считалась примой Мариинского театра. С началом нового столетия и начались все несчастья…. В 1900 году руководство театра отказалось продлевать контракт со своей примой. Мравина стала жертвой коварных интриг другой примадонны театра - Медеи Фигнер.
Коварная интриганка Медея Фигнер
Затем на развод подает муж - штабс-ротмистр Людвиг Корибу-Дашкевич. В результате бракоразводного процесса ему удалось отсудить половину состояния певицы. Зарабатывать на жизнь отныне певице приходится бесконечными гастролями по стране. В Иркутске ее ждет очередной трагический виток. Диагноз «черная оспа» прозвучит приговором. Как умоляла она врачей сохранить ей лицо, не пренебрегая в лечении самыми опасными средствами! Лицо ей сохранят, но все оставшиеся годы она будет ощущать последствия того лечения...
В 1903 году Евгения Мравина переезжает в Ялту. И вплоть до самой смерти, она жила в небольшом номере с видом на море в самой известной городской гостинице «Россия». Здесь она изредка выступала перед курортной публикой. Каждое последующее выступление давалось все труднее, и она мужественно боролась с терзающим ее туберкулезом желудка.
Ялтинская гостиница "Россия", где жила Е.Мравина
Жила в основном на средства, полученные от продажи личных драгоценностей. А доход от концертов практически весь перечисляла в фонд помощи больных туберкулезом. Троюродный брат, поэт Игорь Северянин увидит ее в марте 1913 года. Вот как он описал свою последнюю встречу с сестрой.
Игорь Северянин
«Окно комнаты было распахнуто на море. Стоял дивный вечерний крымский день. Я задумчиво смотрел на бескрайние морские южные дали, вполголоса читал стихи, с еле сдерживаемыми слезами вглядывался в изуродованное болезнью, но все еще обворожительно привлекательное лицо «нашей Жени»…
12 (25) октября 1914 года Е.К. Мравина скончалась от паралича сердца. Она была похоронена на местном Поликуровском кладбище. Ее похоронят в костюме Джульетты - героини оперы Шарля Гуно. На могиле, утопающей в ее любимых чайных розах, поставят мраморный крест. На ее смерть откликнутся мало и скупо, а журнал «Рампа и жизнь», прямо назовет ее забытой еще при жизни...
Надгробие певицы было уничтожено во время бомбардировок Ялты в годы войны. Новое надгробие в виде мраморной плиты появится лишь 1979 году. Реставраторы так спешили закончить полную реконструкцию Поликуровского кладбища к какой-то дате города, что даже неправильно написали дату рождения певицы, отняв у ее многострадальной жизни первые двадцать счастливых лет….