28 августа 1876 года в Крым впервые приезжает выдающийся русский поэт Николай Некрасов. Его приезд в конце августа был не случаен. Ведь на юге в это время начинался сезон винограда. Именно этой южной ягодой и собирался лечить поэта в последующие два осенних месяца инициатор его приезда - лейб-медик царского двора, основоположник крымской курортологии Сергей Петрович Боткин.
Некрасов и Боткин приехали в Ялту практически одновременно. Оба поселились в самой большой и первой фешенебельной гостинице европейского уровня - «Россия». Поэт вместе с женой Зинаидой Николаевной занял №68, врач по традиции занимал №1. К слову, именно С.Боткин являлся одним из учредителей гостиницы, и данный номер был закреплен за ним постоянно.
Известный крымовед Евгений Марков вот как в своих знаменитых очерках описывает гостиницу Россия: «…она имеет свой газ, свои фонтаны, водопроводы под саму крышу. Она, и по прекрасному положению своему, и по значению для туристов, сделалась естественным центром всей Ялты. Многочисленные балконы и галереи "России" постоянно полны пестрою и нарядною толпою. Во время пребывания царского двора в Ливадии, тут целые ассамблеи генералов. Прежней наивной и бедной Ялты узнать нельзя».
Поговаривали, что одной из действительных целей строительства гостиницы стала заинтересованность пристанище для высшего дворянства во время приездов сюда августейших особ лиц из ближайшего императорского окружения в том, чтобы в курортной Ялте было соответствующее.
Но вернемся к Некрасову. Первые дни пребывания в Ялте были для поэта тяжелыми, болезненно сказывался на его измученном организме и процесс акклиматизации. Подавленное самочувствие не давало возможности работать творчески. Худой, апатичный, молчаливый, он бесцельно бродил улицами города, от всего отгораживаясь, пытаясь все позабыть. Злокачественная опухоль нижнего отдела кишечника вызывала сильные боли и выраженный общий дискомфорт. Но очаровательная природа Южнобережья, ласковое море со временем способствовали улучшению здоровья. Впервые за многие месяцы острая боль стала постепенно притупляться. Появились сон и аппетит. Больной вновь ощутил прилив физических сил, появилось творческое вдохновение. В письме к младшей сестре А. А. Буткевич он сообщает: "Море и здешняя природа, вообще, пленяют меня и успокаивают".
Он охотно посещал Ореанду, ездил в Гурзуф. Возвращаясь в Москву, при переезде в экипаже из Ялты в Симферополь, Некрасов часто выходил из коляски и по ¼ часа шёл пешком, восхищаясь крымскими пейзажами.
К нему вновь вернулись силы и несмотря на тяжелый недуг, поэт закончил в Ялте четвёртую часть поэмы «Кому на Руси жить хорошо» - «Пир - на весь мир», и в знак признательности посвятил её Боткину. А после впечатлений от поездки в Севастополь появилось знаменитое некрасовское стихотворение «Тишина».
Квалифицированное лечение было настолько удачным, что больной поэт проникается верой в своё выздоровление. "Боткин ко мне очень внимательный, бывает ежедневно. Видно, что желает поставить меня на ноги", - пишет он в письмах к родственникам и знакомым.
Улучшение состояния здоровья стимулировало поэта к творчеству, которое оказалось весьма плодотворным. За каких-то два месяца он написал более 1300 стихотворных строк. Здесь он наконец -то завершил работу над последней частью выдающейся поэмы "Кому на Руси жить хорошо?". Это произведение, собственно, является вершиной творчества поэта, над которым он работал почти двенадцать лет - с 1864 по 1876 гг. Четвертая, социально наиболее острая часть поэмы - "Пир на весь мир", посвящена автором глубокоуважаемому им профессору С. П. Боткину.
А вот сам профессор остался разочарованным. Курс лечения крымским виноградом, на который он так рассчитывал, к сожалению, не оказал ожидаемого очистительного эффекта. И лишь проведенные Боткиным совместно с доктором Головиным ртутные («меркуриальные») втирания дали позитивные результаты.
профессор Сергей Боткин
Пробыв на лечении около двух месяцев, 22 октября 1876 года поэт выехал из Ялты в Петербург, а через год и два месяца Некрасова не стало. Ялта была счастливым творческим взлетом в последний период его жизни.
Ампелотерапию (лечение виноградом) Сергей Боткин приостановил. Ее продолжил другой крымский курортолог - Владимир Дмитриев. Кстати именно последний, считается основоположником отечественной ампелотерапии. Спустя 10 лет после неудачных опытов своего наставника С.Боткина - он опубликовал свою знаменитую монографию и первым выдвинул идею, подтвержденную впоследствии научными исследованиями, что виноград нормализует ритм сердечных сокращений и артериальное давление.
врач-курортолог Владимир Дмитриев
А еще через 40 лет в ялтинской гостинице «Россия» в том же номере №68, где жил Николай Некрасов поселился Владимир Маяковский. И если классик русской поэзии закончил в нем поэму «Кому на Руси жить хорошо..», то классик пролетарской поэзии дописал свою поэму «Хорошо….». Случайность ли? До сих пор остается загадкой.
В 1971 году имена обоих классиков были высечены на мемориальной доске на здании гостиницы "Таврида". Именно так после войны стала называться знаменитая ялтинская «Россия».
В тот же год на карте курортной столицы полуострова появился парк Некрасова, который открыли к 150-летию со дня рождения русского поэта.