А давайте разбавим флотскую современщину всякой стариной? В связи с этим предлагаю поговорить о древковом оружии (polearms). Конкретно о европейских polearm'ах XIV-XVI вв. Почему именно о них? Во-первых, данный вид оружия часто и абсолютно несправедливо обходят вниманием в отличие от огнестрела, луков и мечей. Во-вторых, данное оружие сыграло весьма значительную роль в истории и военном деле. Ну и в-третьих, оно мне очень нравится.
И начнём мы с, пожалуй, наиболее известного и уважаемого polearm'а данного периода, а именно алебарды.
Алебарды были распространены весьма широко, но прославилист они прежде всего в руках швейцарской пехоты, а позже - ландскнехтов. Моргартен (1315 г.), Семпах (1386 г.), Грансон (1476 г.), Муртен (1476 г.), Нанси (1477 г.) - вот лишь некоторые из наиболее известных битв, в которых алебарды сыграли важную роль. В какой-то мере можно сказать, что именно алебарда "добила" Средневековье (ей правда весьма активно помогали лук ранее и огнестрел позже). Именно алебарда прервала жизни бургундского герцога Карла Смелого и, вполне вероятно, последнего "вепря Йорков" Ричарда III - фигур крайне спорных, но мне крайне симпатичных.
Давайте взглянем на известную и, пожалуй, наиболее точную и полезную схематизацию эволюции polearm'ов и алебарды (сейчас нас интересует левая ветвь) на рис.1.
Рис.1
Первое задокументированное упоминание алебарды относится к 1287 г. в поэме некоего Конрада из Вюрзбурга о Троянской войне.
На мой взгляд очевидно, что алебарда произошла от боевого топора, а конкретно от популярных в частности у викингов двуручных "широких топоров"-бродэксов, которыми эффективно пользовались бойцы второго ряда.
Рис.2-5 (здесь и далее слева направо, сверху вниз).
Изначально алебарда шла от боевого топора с двумя проушинами вместо одной, что увеличивало прочность конструкции и позволяло выдерживать более высокие ударные нагрузки. Сами проушины, кстати, изначально были квадратными и лишь потом стали округлыми.
Лезвие прото-алебард начала XIII-XIV в. имело форму трапеции, верхний угол которой был удлинён и образовывал острие подобное копью. Изначально это острие не было сильно выражено и направлялось по диагонали прочь от древка (как у топоров), а затем стало более выраженным и направлялось вдоль древка, образуя то, что мы обычно называем "вулж" (voulge). Собственно вулж суть синоним "ранняя алебард".
Вскоре вулж получил клюв. Сначала как отдельную деталь, чуть позже как продолжение верхней проушины (нижняя проушина зачастую имела удлинение вниз - эдакую протолангету для защиты древка). Затем верхняя и нижняя проушины слились, лезвие вулжа стало монолитным. Лезвие теперь является продолжением линии древка, а не идёт параллельно, как раньше. Ниже кое-какие примеры.
Рис.6-11.
"Глубина" лезвия несколько увеличивалась, а его линия оставалась параллельной древку.
Рис. 12. Швейцария, конец XIV в. - начало XV в.
Рис. 13. Швейцария, вторая половина XV в.
Рис. 14. Швейцария, конец XV в.
Рис. 15.
Позже стали возникать алебарды со скошенным лезвием для увеличения силы удара и длины режущей поверхности. Традиционно прямое скошенное лезвие (рис. 16-19). Позже появились изогнутые вогнутые (рис. 22, 23, 25) и выгнутые (рис. 21, 24) лезвия. Они были менее эффективны против доспехов, но эффективны против незащищённого противника. Но это уже ересь эпохи вырождения алебарды, когда она из оружия войны и "больших дел" стала оружием для церемоний, телохранителей, дворцовой стражи, парадов и т.д. Доказательством этого является и то, что в начале XVII в., когда алебарду на недолгое время попытались возродить в качестве эффективного оружия, появились алебарды "семпахского типа" (см. рис. 29), которые являлись практически полной копией швейцарских алебард XV в.
Что касается копейного острия, то оно становилось всё более и более "самостоятельным". Для повышения прочности оно получило ребро жёсткости, а потом и вовсе стало квадратным в сечении (изнаально он было плоское). Семпахскакий тип отличался сравнительно коротким, широким и плоским копейным остриём с небольшим ребром жёсткости.
Шип оставался преимущественно треугольным, скошенным вниз, зачастую также немного загнутым вниз. На многих влебардах также замете чёткий вытуп внизу шипа (см., например, рис. 18 и 29).
Также стоит обратить внимание на лангеты. На смену протолангете как части нижней проушины пришли длинные парные лангеты как отдельная деталь. Сначала их была одна пара, а позже в XV в. - две. Хорошо видны лангеты на рис. 28 (там, естественно, изображена не алебарда, а альшписс).
Стоит пояснить, что любая классификация и систематизация будет достаточно условной, так как в дело вступают такие факторы как самостоятельное развитие алебард в разных регионах, возрождение интереса к каким-то элементам из прошлого, личные предпочтения конкретных оружейников и их клиентов.
Рис.16. швейцария, 1430 г.
Рис. 17. Вероятно Германия, вторая четверть XV в.
Рис. 18. Германия XVI в.
Рис. 19. Первая четверть XV в.
Рис.20. Вулж, Швейцария. Последняя четверть XIV в.
Рис. 21. Швейцария, начало XV в.
Рис. 22. Италия, 1575.
Рис. 23. Франция, 1630.
Рис. 24. Германия, 1680.
Рис.25, Американские колонии, 1620.
Рис.26.
Рис. 27
Рис.28. Альшпис с мощными лангетами.
Рис. 29
Один из основных источников:
George A. Snook, The Halberd and other European Polearms, 1300-1650, Museum Restoration Service, 1998.
В следующий раз поговорим о биллях и гизармах.
Оригинал взят у
prokhor_tebin в
Древковое оружие, ч.1