Книжное. "Признание Короля-звездочета"

Jul 25, 2013 14:53

Если бы не igor_malinin, мне в руки не попала бы одна занятная книга, за что ему сразу благодарность, пока не забыла. Бумажные книги я с некоторых пор покупаю гораздо реже - появилась электронная, и массу всего можно скачать. Но есть книги, которые нужно листать и вертеть в руках. И не только из-за картинок и хорошей бумаги. Хотя и это тоже важно. Речь идет о романе "Признание Короля-звездочета" (рецензия в НГ, блог в ЖЖ).

Сколько прошаренный читатель уже видел всякого, что можно подписать тэгом "психология" и "эзотерика"? Тысячи их, трудов современных знатоков человеческих душ. В общем-то, купилась я исключительно на новое для меня имя автора и на историю, заявленную в аннотации с самого начала. Историю учителя и ученицы, которую я сама проживаю уже лет несколько, и которая все эти годы тащится через мою жизнь колючей проволокой. Хорошо бы просто колючкой, а то - прямо таки егоза под током. Конечно же, в первую очередь я обратилась к этой книге, чтобы найти ответы на свои вопросы. Без этого вряд ли стоит надеяться на помощь в работе с кем-то еще.

Итак, книга объединяет в себе роман с неким жизненным сюжетом, некую классификацию и намек на методику работы со своим внутренним миром. Состоит она из трех частей: рассказ о женщине-ученице, некая волшебная сказка с участием вымышленных героев и рассказ о мужчине-учителе.

Первая часть знакомит нас с самой возможностью определить, назвать и отследить неких "внутренних жителей", которых я ранее называла в этом блоге субличностями. Ну, в общем-то, и называю. Это некие аспекты, грани, составляющие отдельно взятого "я". Естественно, не из книги я узнала о них впервые. Уже несколько лет тому, как я осознала, что их несколько, отследила, когда и как они проявляются, дала им какие-то свои названия, кого-то даже нарисовала. Примерно то же самое делает и героиня книги. При помощи медитаций, других духовных практик, а порой и по чистой случайности (случайности ли?) она открывает в себе присутствие этих сущностей, сталкивается с ними нос к носу и учится взаимодействовать. Полезное дело, но, скажу по секрету, медитировать не обязательно. Можно просто уметь отстраняться и наблюдать за собой со стороны.

Что касается самих "внутренних жителей", тут намешаны самые разные существа: совсем уж вымышленные герои, мифологические персонажи и даже представители древнеримского пантеона. Наверное, тут все дело в том, с какими наименованиями и определениями автору легче оперировать. До меня в свое время не дошло классифицировать свое внутреннее общежитие имени Габриэля Гарсии Маркеса, используя "сказочную" терминологию. Но какое-то время спустя я столкнулась с раскладкой архетипов древнегреческих божеств, и стало несколько легче. По крайней мере, оно органично вписалось в мою картину. Но я отвлекаюсь.

Вторая часть, волшебная сказка с участием уже названных героев, при помощи неких образов и символов демонстрирует нам взаимосвязи между всеми этими персонажами. То есть, между разными аспектами одной личности. Что бывает, когда одни из них не проявлены, другие жестко подчинены голосу разума, логике или еще чему. Несомненно, у каждого внутри происходят какие-то свои скрытые взаимодействия. Отслеживать их не только интересно, но и полезно. Набор персонажей, приведенный в книге, и сказка с их участием - только пример того, как можно сделать самому. Для этого не обязательно с головой лезть в эзотерику или иметь специальные навыки и знания, достаточно включить воображение.

Естественно же, меня больше всего интересовала часть, посвященная учителю. А то я чего-то не знаю про женщину-ученицу или не читала и не анализировала сказок. На самом деле, я каждый раз притормаживала и одергивала себя, чтобы не проглатывать сюжеты предыдущих двух частей, оставляя их необдуманными и не примеряя к собственному опыту, желая скорее добраться до третьей части. Естественно, в глубине души я надеялась найти подсказку: как разрешить и завершить собственную историю непростого взаимодействия с мужчиной-учителем, начавшим свой путь в перестроечные годы. Конечно же, как можно было догадаться, готового ответа там не было. Понятно, что историю ученицы проживаешь и прочувствуешь глубже. То ли потому что она тебе ближе в силу возраста и половой принадлежности, то ли потому что писала ее женщина, которая тоже когда-то была ученицей.

Нова ли методика работы с собственным внутренним миром, изложенная в книге? Вряд ли. Скорее, упрощена. С мифологией древних народов знаком не каждый, теорию архетипов освоили тоже далеко не все, но сказки-то доступны кому угодно, причем с детства. А в сказках есть все, что нужно для работы, было бы желание. Так что все доступно, популярно и не скучно.

Если копнуть чуть глубже, выходя из рамок некоего потребительского интереса, книга отсылает нас к краеугольному камню, который встречается на любом пути духовного развития: что в Мiр посылаешь, то он и отдает. А вот разобраться, что именно посылаешь и почему отдает, порой бывает непросто. Тут-то и начинается все веселье.

За годы, которые прошли с начала моего интереса в этой области, состав внутреннего общежития несколько изменился. Кто-то отвалился за ненадобностью, ушел на задворки, кто-то трансформировался. Они хоть и с приставкой "суб-", но как и любые личности имеют способность к развитию. Так что.

По ходу чтения я пыталась вспомнить, как и когда в моей жизни проявлялись те или иные внутренние персонажи, приведенные в книге. Кого-то из них я бы вообще объединила в единое целое. Кого-то просто называла по-другому, кто-то из них в моем случае сменил бы пол. Я вообще всю эту внутреннюю тусовку условно делю на мужскую и женскую половину для удобства. Собственно, тем и интересна третья часть: вспоминая те или иные события из своей жизни, учитель примеряет к ним сказочных персонажей, которых отловила и классифицировала ученица. Фактически, он примеряет ее систему на себя. У них совпадает. У меня не совсем совпало. У кого-то из читателей, может, получится иначе. Хотя, мотивы-то приводятся извечные, многим знакомые - любовь и предательство, гнев и прощение, поиски своего места - нерешительность и желание перемен.

Скажу еще пару слов про стихи и иллюстрации. Забавно, но в иллюстрациях я нашла сюжеты, похожие на то, что рисовала сама в подростковом возрасте. Хотя, их делали два совершенно разных взрослых человека. Видимо, они уловили какую-то суть, не зависящую от пола-возраста-опыта. Что касается стихов - не знаю. Наверное, можно и без них. Каждая глава сопровождается стихотворением, которое как бы концентрирует в себе образы и сюжеты, о которых идет речь в этой главе. Возможно, кому-то так проще и нагляднее. Возможно, автору. Кстати, подобные стихотворные описания я встречала в книгах по таро Веры Скляровой. И, честно, хорошо, если она брала стихи известных авторов, классиков, а не рифмовала сама. Меня это только отвлекало, и я никогда не понимала: нафига пересказывать сюжет, изображенный на карте, в стихотворной форме, да еще и невыносимо криво? Нет, у автора "Короля-звездочета" со стихосложением все нормально. Ну, скажем, это такой приятный бонус.

Посоветую ли я эту книгу кому-нибудь? Пожалуй, людям, которые только начинают увлекаться психологией, эзотерикой (не люблю это слово почему-то), делают первые шаги в самопознании и в некой духовной работе. Пожалуй, предложила бы я ее людям, которые вообще ни о чем таком не задумываются, но ищут возможности получше узнать самих себя. Люди, которые и без того знакомы с мифо- и психодрамой, с архетипами, вряд ли найдут что-то новое, кроме жизненного и в то же время увлекательного сюжета. Который, впрочем, делает изрядную загогулину в конце, поэтому будет ли у истории хэппи-энд или еще что, каждый додумывает сам.

Хотя, думаю, не каждый готов отдать за книгу, хоть и с картинками, и на хорошей бумаге, и в твердой обложке ту цену, которую просят за нее продавцы. Или я перестала следить за новостями книжного рынка, и никого уже не удивляет немалая, на самом деле, стоимость. Или это просто извечное желание всех читателей, да и вообще потребителей: нам пожирнее, побольше, с картинками и бесплатно. Так или иначе, мне эта книга видится неким приятным и, может, даже полезным чтивом для увлекающихся. Кроме того, она может стать отличным подарком. Подозреваю также, что я к ней вернусь позже и перечитаю отдельные моменты более раздумчиво, чтобы соотнести их с какими-то собственными воспоминаниями и ощущениями.

Наверное, попадись она мне лет десять или хотя бы пять тому, я бы изобретала гораздо меньше велосипедов.

между мирами, окололитературное

Previous post Next post
Up