Когда вы видите название фильма "Ограбление казино", что вы себе представляете? У меня была ассоциация с "Прибытием поезда", например. То есть, раз пишут "Ограбление казино", значит будет что-нибудь про хитроумных картежников, которые обобрали игорный дом. Или про головорезов, которые с присвистом и хохотом вынесли всю публику, всю "крышу" и все бабки. То есть, либо лютобешеный экшн с погонями, перестрелками, вертолетами и полицейскими машинами, которые от взрывов разлетаются как щепки, либо хитрожопо закрученный сюжет и отличающиеся умом и сообразительностью герои, которые придумывают какую-нибудь гениальную комбинацию. Естественно, мне не дано читать аннотации в интернете. Я вообще пришел в кино, чтобы пожевать начос перед Арт-ночью. Ну а чего еще ждать от пиндосов?
Знаете, очень странное ощущение остается от американского фильма, который не претендует на арт-хаус, при этом, бандиты в нем - это не лихие и обаятельные отморозки, которые стреляют во все, что движется со всевозможных ракурсов, а главного положительного героя какбэ и вовсе нет. В смысле, есть, конечно, Брэд Питт, и, может быть, кому-то этого достаточно. То есть, в чьем-то понимании, наверное, актеру достаточно быть Брэдом Питтом, чтобы быть положительным героем, кого бы он не играл. Но мне недостаточно. Я просек, что Питту, похоже, по нраву играть отморозков, это хорошо было видно в "Бесславных ублюдках". Тут он тоже отморозок, но, вначале даже претендует на lawful evil. Кажется, будто у его героя есть у него какие-то внутренние правила. Которыми он, конечно, готов поступиться за кучу офигенных, приятных и полезных хрустящих денег.
Никакой движухи: нудноватые диалоги, шутки наркоманов из серии "т упрлс", какие-то нелепые кадры-воспоминания (машина, полная краденых породистых собак - ад, говно и сумасшедший дом на колесах), задворки американской мечты. Сюжет поначалу кажется мутным как сон обдолбанного уголовника, кого-нибудь из героев. Не очень понятно, к чему вообще весь этот набор эпизодов. Вот герои, упоротые до состояния Бивиса и Батт-Хеда, ограбили казино - быстро, на удивление удачно, как бы сразу заявляя: казино тут не главное и ограбление тут тоже не главное, кино не про это. И все происходящее создает впечатление, которое хорошо описала Ира фразой "и смешно, и грустно; и говно, и капуста". Вся муть продолжается, пока пред наши очи не является Брэд Питт, и тут же может показаться, что кино про него, про его героя. Нет, ну правда, а про что? Про то, что не надо торопиться и поручать важные дела хер-кому? Про то, что если ты раз облажался, то потом всю жизнь надо быть начеку? И про это, наверное, тоже.
Но лично для меня - это такие сумерки богов. Это выродившиеся мафиози, которые жмотятся на киллера, трясутся за деловую репутацию, потому что уже больше бизнесмены, чем короли криминального мира.
Отдельная тема фильма - это тачки, всевозможные ретро-корыта, на которых эта братва весело разъезжает. Как символ какой-то уходящей Америки. Потому что новые негодяи ездят уже на новых машинах. Хотя и кризис, о котором на протяжении фильма вещают из каждого тостера. И режиссер нарочно избегает тут каких-то пейзажей интерьеров - я не говорю, шикарных, но хотя бы таких, чтобы было, за что взглядом уцепиться. Все происходит на задворках, среди покинутых таунхаусов с заколоченными окнами, на пустырях, на стоянках, в дешевом номере мотеля - чтобы там не было ничего, что у нас традиционно ассоциируется с Америкой. Ни тебе зеленых лужаек перед домами, ни людных улиц. Вообще не понятно, в какой жопе Соединенных Штатов все это происходит.
Что заставляет тебя смотреть это кино? Вы не поверите... это смешно. Не знаю, может всему виной мое извращенное чувство юмора. Но сначала тебе весело наблюдать за незадачливыми упоротыми воришками, а потом тебе весело наблюдать, как ловко герой Питта обрабатывает чуваков, от которых что-то хочет. Ну и еще, на самом деле, ты ждешь, чем все закончится. А затянутые планы начинают тебя вымораживать. Ты не очень понимаешь уже, к чему тут исповедь старого киллера, который жалуется, что если он снова сядет, жена от него уйдет. Хотя, конечно, понятно к чему. Самые обычные люди - они везде, везде "человеческий фактор". Одного волнуют рабочие моменты - ну, трудно ему смотреть, когда жертва просит пощады и зовет маму. А другого волнует, что жена уйдет.
Да, Гандольфини отдельно хорош. Он противен, но все же не мерзок. Он комичный, чего, пожалуй, и требовалось.
Смотреть? Да, смотреть, если вы не обалдеете от шуточек про телок, которым можно вдуть, от затянутых сцен, которые могут показаться чем-то вообще не связанным между собой. И никакой гангстерской романтики, никакой! Ни одной красивой женщины за весь фильм! Никакой движухи. Только трэш, задворки мироздания и торжество расчетливого ума над человеческим идиотизмом.