Jun 13, 2016 05:08
Субботнее путешествие по Трехгоской мануфактуре, начавшееся с прогулки под дождем, закончилось замечательной лекцией Константина Богомолова, плавно перетекавщей в режим разговора и обратно. Все, что было произнесено на этой встрече -- важно, точно и содержательно. Говорилось про нормы русского языка и орфоэпии, актерское образование и губительность студий, подмене русской интеллигенции и об удаче совмещения кризиса с реакцией страны. Этот разговор был еще более глубокий и серьезный, чем в Электротеатре.
В ходе лекции разыгрывался приз за лучший вопрос -- журнал "Театр" с текстом "Мушкетёров". Вопрос-победитель был связан с "Князем", но, однако же, интересней вопроса оказалась реакция на ответ :)
Собственно, сам вопрос:
-Настасья Филипповна -- это Россия?
-Настасья Филипповна -- это Настасья Филипповна.
-Интересно...
Некоторые заметки, сделанные на лекции:
О псевдоинтеллигенции
«В сталинское время мыслящая интеллигенция, которая давала обществу идеологов, самостоятельно мыслящих людей, философов, литераторов, эстетов -- была уничтожена и посажена в лагеря, а сталинский режим благополучно подменил ее актерами. Русское общество -- это одно из немногих обществ, где актер -- это интеллигент, носитель культуры и смыслов. Очень удобный носитель и идеолог культуры, которого власть в послевоенное советское время назначила русской интеллигенцией. И вместо уничтоженной в лагерях, эмигрировавшей русской интеллигенции возникла русская интеллигенция "артисты" -- удобная, всегда служащая власти, всегда озабоченная собственной позой. Это -- деградация русской интеллигенции. Русский артист, получающий плохое гуманитарное образование, научается только красиво при случае продекламировать поставленным голосом Пушкина. Что ему ни скажи, а он в ответ произнесет поставленным голосом какую-нибудь цитацию»
Все равно
«"Все равно" -- это очень важное состояние, которого я пытаюсь добиться всегда от актеров. Вопрос присутствия непрофессионала на сцене или в кадре -- это не вопрос присутствия человека, который не обладает каким-то набором актерских штампов. Это вопрос удивительного и прекрасного "все равно". Это вопрос присутствия в кадре и на сцене человека, который равнодушен к этому процессу, который свободен от этого, независим. Достижение состояния равнодушия, свободы, покоя -- для актера важнейшая вещь. Этого состояния покоя и равнодушия к себе, к своей профессии, к залу -- ко всему -- добиться очень трудно, но это -- самое важное»
О стихах
«Без межстроковой паузы нет стихотворения. Стих организует не ритм, не рифма, а строчка. Проза от поэзии отличается именно строчкой. Все думают, что ритмом, но как объяснить, что ритм -- это просто скелет. Мы не видим в человеке скелета. Если ты обнажаешь скелет -- ты мертвый, ты сгнил. В стихотворении ритм -- это скелет, а вокруг него -- мясо. Я не должен видеть этот скелет»
театр