Будущее русской науки

May 26, 2011 05:34

Из большой любви к науке и космосу посетила выставку, посвящённую русскому космизму. Пришла вовремя, но это оказалось совершенно необязательным: господа учёные и студенты, для которых посещение мероприятия входило в обязательную программу обучения или практики, прибывали ещё в течение часа. Из колонок, расположенных в самом центре зрительных мест, непрерывно доносилась Фуга Баха (в общей сложности, сыгравшая по кругу не меньше десятка раз), приносились всё новые стулья, и, когда масса стала критичной (около полусотни горячих голов), действо началось.

Выступило несколько человек: кто-то читал по бумаге, кто-то кого-то нахваливал, кто-то вспоминал, как кто-то другой был маленьким и хорошеньким или какие у него было прекрасные родители, которых он знал. Всё обильно заснималось на «мыльницы» и несколько видеокамер: со всех ракурсов, во всех возможных позах (видимо, для придания массовости при показе фотографий в дальнейшем). Рядом сидящие интеллигенты пытались «впарить» друг другу свои «гениальные труды»: у меня вот книга такая, а у меня - журнал, а я диск записал…

После всевозможных реверансов и представлений, публике продемонстрировали нарезку из фильма о «русском космизме», который снимался одним из центральных каналов. К величайшему счастью, в нём были обрезаны различные интервью (в том числе у собравшихся в зале), сюжет составляла биография Фёдорова. После чего мне стало понятно, что рояль в помещении тоже играет роль отнюдь не интерьерного изыска: на нём должны были быть исполнены несколько пьес, былина и вокально-хоровой цикл из 5 частей! Причём, ничего, кроме хорового цикла, не имело к космосу ни малейшего отношения: пьесы были посвящены учителю, женщине и историческому событию.

Не буду описывать свои мучения при прослушивании живого концерта, но я почему-то всё время думала только о Фуге Баха, которую я готова была слушать ещё не один десяток раз. Невольные слушатели казались мне загнанными в ловушку научной темой коварным, но очень посредственным композитором. «Былина о Святогоре», которую предлагалось слушать из колонки в непосредственной близости от моих ушей доставила мне несказанное удовольствие, которое я не захотела прервать только по причине излишнего в данном случае такта (наши восторженные, искажённые качеством и громкостью звука лица заснимались каким-то бодрым оператором с видом настолько воодушевлённым, что прервать его наслаждение было бы просто свинством).

Единственным бонусом стало то, что из 5 вокально-хоровых частей мы прослушали только одну, после чего техника «внезапно сломалась». И ведущая, не без вида явного облегчения, поспешила завершить культурную часть. Было предложено пройтись по самой экспозиции и отведать чая в ближайшем музее. Выставка имела к космизму отношения достаточно условное: у предложенных скульптур и картин разве что были «космические» названия в стиле "межгалактических баб" или "звёздных ноктюрнов", о художественной ценности произведений приличней будет умолчать.

Вывод: очень унылое действо, "междусобойчик" не слишком талантливых деятелей науки и техники. Ещё почему-то музыкантов, художников и скульпторов, у которых имеется по парочке посредственных произведений, с натяжкой имеющих отношение к космосу, философии или науке. Общее ощущение, что собрались калеки, демонстрирующие друг другу самые яркие жизненные достижения, которые приобретают вес только на фоне таких же убогих творений остальных участников собрания. Очень жаль. Видел бы это Вернадский или Фёдоров. Нет, лучше б не видел.

Хочется верить, что этот интеллектуальный шабаш не имеет ничего общего с российской наукой, и не является обратной стороной медали распиаренных и вылизанных проектов а-ля Сколково.

будущее, наука, мысли...

Previous post Next post
Up