О тех, кого мы приручили.

Nov 28, 2010 18:47

Вместо эпиграфа:
"Беззащитность - это зависимость. Те животные, которых мы называем домашними, зависимы от нас не только физически. Мы любим их, а они - нас. Мы предаем их, а они - почти никогда".
(перевод с украинского мой. Галина Пагутяк. Эссе "Беззащитность".

«Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?» (Еккл.3:21)

Когда-то мне попался в руки журнал Свидетелей Иеговы (кажется, под названием «Пробудись!») и в нем статья о любви к домашним любимцам. Начиналась она вроде бы хорошо и славно: Иегова приказал Адаму (и людям впоследствии) заботиться о животных, и потому правильно любить животных, заботиться о них и т.д. и т.п. Но потом автор статьи задался вопросом, а можно ли любить своих домашних любимцев сильно? Настолько сильно, что они стают как бы членами семьи? Оказывается, автор статьи считает, что Иегова не хочет, чтобы человек возлюбил какую-то скотину до такой степени, какой любят другого человека, потому что скоты - они без души, и только человек - наделен душой бессмертной. Излишняя привязанность к животному все равно как привязанность к одежде: и к тому, и к другой стоит проявлять заботу и уход, но любить так, чтобы душу положить за них - это нет, это противно Иегове. И поняла я тогда, что, увы, никогда мне не стать Свидетелем Иеговы. На обложке журнала, на иллюстрации, изображающей рай для Свидетелей Иеговы, розовощекие девочки в цветущем саду тискали тигрят, но зверята были всего лишь антуражем, мягкими игрушками, дополняющими плюшевость этого «Царствия».

Да и Бог с ним, с автором статьи, который то ли отображал доктрину «Неведомых Отцов», то ли высказывал свое собственное мнение. Множество людей - и я думаю, рядовые Свидетели Иеговы тоже среди них - любят своих собак, лошадей, кошек, шиншилл, волнистых попугайчиков и хомячков достаточно сильно, чтобы ночей не спать, когда их любимец заболел, покупать ему игрушки, откладывать лучшие кусочки и оплакивать, как родного ребенка, когда тот умрет. Богопротивно? Отнюдь. Вот как пишет по этому поводу вроде бы далекая от гуманизма 2-я Книга Царств: «И послал Господь Нафана к Давиду, и тот пришел к нему и сказал ему: в одном городе были два человека, один богатый, а другой бедный; у богатого было очень много мелкого и крупного скота, а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькую и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его; от хлеба его она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него, как дочь; и пришел к богатому человеку странник, и тот пожалел взять из своих овец или волов, чтобы приготовить [обед] для странника, который пришел к нему, а взял овечку бедняка и приготовил ее для человека, который пришел к нему. Сильно разгневался Давид на этого человека и сказал Нафану: жив Господь! достоин смерти человек, сделавший это; и за овечку он должен заплатить вчетверо, за то, что он сделал это, и за то, что не имел сострадания. И сказал Нафан Давиду: ты - тот человек…» (2Цар.12:1-7)

Добрые Люди утверждали, что сманенные обманом или увлеченные силой дьявола духи упали на землю и вошли в одежды кожаные, которые Сатана сделал для них, чтобы так они вернее забыли о небесной родине. И духи вселились в тела людей, и животных, и птиц - во всех тех, в ком течет горячая кровь. И теперь души Божьи переселяются из тела в тело, и только когда душа вселяется в тело человека, достигшего различения добра и зла, тогда она может встать на дорогу Добра, получить крещение Духом Святым, и достичь Спасения. Но кем мы были до этого? В каких телах забвения обретались? И не ждет ли нас впоследствии вместо света Царствия темная нора или, в лучшем случае, кошачий домик? J Короче, «нет у человека преимущества перед скотом» (Еккл.3:19), потому что некоторые особи и достигши совершеннолетия, не имеют различения добра и зла. Но животные, животные, это как дети, даже самые злые из них. Маленькие дети, которые любят нас и бояться нас лишиться. Разве мог благой Господь в Своем замысле помыслить, чтобы души людей достигали Царствия, а животные исчезали, как роса на солнце? И разве в конце времен был бы полон чертог брачный, если бы там не было моей собаки? Но, возразят мне: сказано ведь, «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.» (Мар.16:16), и как тогда может достичь Царствия бессловесная тварь? Ведь она даже крещена не может быть!» А разве младенцы - не бессловесные твари? По крайней мере, у моей 12-летней собаки больше ума и даже зачатков различения добра и зла (отлично знает, что нельзя отбирать у кошек еду, но иногда не может справиться с соблазном), чем у новорожденного homo sapiens. Да и не в нашей христианской традиции крестить младенцев.

Но что же тогда? Блуждать им, душам животных и младенцев, из тела в тело, переживая бесчисленное множество смертей, пока, наконец, не вселятся в тело мужчины или женщины, которые «будут веровать и крестятся»? Может быть и так, ведь в Царствии Отца Благого души узнают друг друга, и будут любить одна другую, как отца, мать, сестру, жену, ребенка или любимую собаку, или любимого хозяина. А, может быть, и по-другому. Старший Пейре Отье, порицая Андрю из Праде за «недомученного младенца», говорил, что не следует крестить Духом Святым маленьких детей, и что в таких случаях (скорой и очевидной смерти ребенка) следует уповать на милосердие Божье. Именно на милосердие Божье, Его сострадание, которое позволит в конечном итоге тигру возлечь рядом с ягненком, верному псу - у ног хозяина, а кошке - на коленях Творца.

Любовь дана нам от Бога, и в отношении животных она - самая незамутненная. В ней нет сексуальной составляющей, понятия принадлежности к роду или меркантильных ожиданий кормильца в старости. Любовь к животному всегда жертвенная. «Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» сказано у Иоанна (Иоан.10:11), и это можно читать не только иносказательно. Так и любовь собаки к хозяину, ее верность стала нарицательной. Может быть, Господь, в превосходящей разумение любви Своей, скажет о моей собаке: «Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, потому что любовь покрывает множество грехов.» (Лук.7:47, 1Пет.4:8)?

В любом случае, не будем скупиться на любовь к животным, потому что всякая любовь - от Бога, «и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога.» (1Иоан.4:7). Я, по крайней мере, после молитвы добрых верующих теперь буду добавлять: «и Боже, сделай меня такой, какой видит меня моя собака».

Воскресные размышления

Previous post Next post
Up