«Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями? Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство» (Иоан.10:32,33)
«И еще Римская Церковь говорит: „Мы преследуем еретиков не за их добрые дела, или за их веру, а за то, что они не желают верить в то, во что верим мы.” (Gleisa de Dio)
Эти две цитаты я не зря поставила рядом. Они - отличное свидетельство того, что желание задавить оппонента силой оружия, админресурсом, силой всегда было, есть и, скорее всего, будет до конца этого неправедного мира. Украинская поговорка гласит: «Мертві бджоли не гудуть». А потому убивство несогласных представляется лучшим аргументом в споре. «Если не удастся провести парад победы в Киеве 9 мая - сравняйте всё с землей» - разве не так теперь говорят российские солдаты? За что они хотят так поступить с моей страной? Да за то, что украинцы не хотят быть «немножко недоделанными русскими». За то, что они - отдельный народ, притом свободолюбивый и способный сопротивляться. Поэтому напрашивается аналогия: «Видите, что не успеваете ничего? весь мир идет за ними.» (Иоан.12:19).
Эта проблема имеет онтологические причины. В мире зла всякое добро чаще бывает наказуемо, чем вознаграждаемо. Об этом писал еще святой Павел: „Да и все, желающие жить благочестиво в Иисусе Христе, будут гонимы” (2 Тим. 3:12). За то, что провозглашают истину, которую фарисеи разных веков - и античные, и средневековые, да и современные - не желают слышать. Это и порождает мученичество.
Христианский термин «мученик» не совсем точно передает смысл соответствующего греческого слова, дословно переводимого как «свидетель». В основе мученичества-свидетельства лежит идея подражания Христу, идея того, что свидетельство за Христа в этом мире не останется безнаказанным. "Дайте мне быть подражателем страданий Бога моего" - обращался св. Игнатий Антиохийский к римлянам. В Писании Господь Наш называется "свидетелем верным" (Апок. 1,5; 3,14). Своих учеников Он отправляет на служение свидетельства (Деян. 1,8). А в прощальной беседе с учениками Спаситель сказал: "Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас" (Ин. 15,20). Таким образом, Иисус Христос прямо говорил о неизбежности бремени страданий для Его учеников, но Он объяснил им причину этих страданий. "Страдания, - пишет И. Иеремиас, - являются частью апостольского служения, так как ненависть мира - это естественная реакция на свидетельство... Страдания - это прямо отличительный признак посланничества".
В ранней Церкви сформировалось и представление о "крещении кровью", о том, что мученичество может заменить собой само таинство Крещения. "Кто будет веровать и креститься, спасен будет", - говорит Спаситель (Мк. 16,16). Крещение - это облечение во Христа (Гал. 3,27), отождествление себя со Христом, а значит и становление на путь мученичества-свидетельства, мученичества за свидетельство. Крещение мученичества - это тоже подражание Христу, Который сказал в ожидании своих страданий: "Крещением должен я креститься" (Лк. 12,50). "Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь?" - спросил Иисус Христос Иакова и Иоанна Зеведеевых, мать которых хотела посадить своих сыновей рядом со Спасителем в Его Царстве (Мф. 20,22 ).
Но хочу сделать важную оговорку: Добрые люди, христиане, не искали мученического венца, как могут подумать люди поверхностные, но бежали из города в город и даже в другие страны. Они считали, что страдание налагаемо не Богом, и в нем как таковом нет никакого искупительного смысла. Поэтому они и не почитали распятий и материального креста - орудия пытки. Страдание - неотъемлемый атрибут злого мира. По возможности надо избегать этой чаши. Но если уж поставлен вопрос - или чаша - или отречение от свидетельства - то апостолы выбирали чашу. Это порыв к освобождению от зла _несмотря на страдания_, вопреки страданиям. Неотъемлемым, к сожалению, от этого мира.
Однако, подражание Христу - это не только мученичество, это подвиг повседневной жизни, это исполнение заповедей. Потому когда Христос говорил о кресте («Если кто хочет идти за Мною… возьми крест свой и следуй за мною» (Мт. 16:24), Он не имел в виду вещей видимых и материальных, как кресты из дерева, но крест добрых дел, истинного покаяния и послушания Слову Божию. Взять крест - значит следовать за Христом и отречься от себя. А уж если так случится, что фарисеи, коих и в наши дни немало, распнут и заставят выпить чашу страданий … ну что ж, придется идти до конца. Ведь «претерпевший до конца спасется» (Матф.10:22, Марк, 13:13). О них сказал Святой Петр: «Потому что очи Господа обращены к праведным, и уши Его - к молитве их.» (1 Петр 3:12). Бог воскресит Своих верных, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно будет удержать их. Потому что сказано у псалмопевца: «Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления.» (Деян.2:23-27)
И в этом наша надежда в сей скорбный день:
«Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Иоан.16:22).
Иллюстрация - христианские мученики римских времен