«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, … (вы) говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в [пролитии] крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших.»
(Матф.23:29-32)
Есть в христианстве такое понятие, как хиротония. Оно подразумевает передачу Духа Святого от епископа к новопосвященному священнику. Этот епископ получил дар отпускать грехи, «связывать и развязывать» от другого епископа, своего предшественника, а тот - от своего. И Римская Церковь, и Православная, утверждают, что они ведут свою хиротонию от апостолов. Но Святой Дух - это не кусок мыла и не тюк шерсти - его нельзя передать кому-либо просто так, лицу, не достойному его принять. Ведь если Церковь Святая, то ее плоть - это заповеди Божьи. И носители Святого Духа должны быть святыми в прямом смысле этого слова.
Итак, вернемся в первые века нашей эры. Ученики Господа, апостолы, пошли проповедовать Благую Весть от края земли до края ее. Они возлагали руки на своих учеников, а те - на своих. В 3-4 веках были среди них простые монахи и иерархи - диаконы и епископы. Последние были ответственны за крещение Духом Святым новых христиан. Но около 5 века епископы Рима и Константинополя провозгласили себя архиепископами, а затем и Папами (понтификами) и Вселенскими патриархами. Они стали преследовать иноверцев, они прельстились на власть и богатство… и, естественно, утратили Духа Святого.
А мы помним, что сказано в притче о талантах касательно раба, который не сумел распорядиться данным ему от Господина талантом:
«ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Матф.25:29). Но разве тот, кто прельстился на богатство и власть, скажет, что отнят у него Дух Святой, и что он такой же грешник, как и мирянин? Нет, такие прелаты хотят «председания в синагогах и приветствия в народных собраниях и чтобы люди звали их: учитель!». А потому они будут уверять, что они есть самая истинная и непорочная Церковь, и вне ее нет Спасения.
Однако вся история католической и православной церквей демонстрирует нам, что ее предстоятели давно сошли с пути праведности и истины. Папство в борьбе за инвеституру получило власть над светскими сеньорами, провозглашало крестовые походы, обагрило по локоть руки в крови тех, кого провозгласило «еретиками». Патриархи ради земли под монастыри и прочие преференции стали прислужниками светских властителей.
О каком Духе Святом может идти речь в церквях, ведущих свою хиротонию от Пап-убийц, императорских прислужников и внештатных сотрудников КГБ? Церковь должна быть собранием святых, а не сборищем грешников. И если и случится в таких церквях иеромонах или священник, ведущий праведный образ жизни, то от кого он получил рукоположение? Кто передал ему власть связывать и развязывать, власть спасать души?
Тогда получается, что сказанные Иисусом Христом слова «И се, Я с вами, во все дни, до скончания века» - неправда? Ведь умерла на костре Церковь Добрых Христиан, нет их преемников в современном мире. Или век окончился, а все мы живем во времена пост-Апокалипсиса?
Но что значит время для Бога? Как, впрочем, и остальные «объективные» законы мира сего? Это - не более чем иллюзия по отношению к вечности, как и сам этот мир.
Экзистенциалисты не первыми додумались до того, что объективные законы мира противоречат субъективному желанию души жить жизнью вечной, и Шестов говорит, что Бог может сделать бывшее небывшим, поломать время и пространство, ибо Его Царствие - вне времени и пространства. Дух не подчиняется законам мира, он веет, где хочет.
И если вспомнить евангельскую притчу о блудном сыне, то получается, что Отец Небесный никогда не скажет ни одному из своих детей: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный». А это значит, что все, все души вернутся в Царствие Небесное, из которого пали по вине и козням дьявола, и объективные законы мира этому возвращению не помеха.
Мы знаем, что наша Церковь, Церковь Добрых Христиан, ведущая свою хиротонию от апостолов, является торжествующей. Она все еще незримо присутствует в этом мире.
И все еще актуальны слова, сказанные некогда Пейре Отье: «Есть две Церкви: одна гонима, но прощает, а другая всем владеет и сдирает шкуру». Они актуальны не потому, что Друзья Божьи, Добрые Люди, ходят между нами во плоти. Но потому, что эти слова, произнесенные семьсот с лишним лет назад, до сих пор не утратили актуальности, и так же проникают в сердца людей, как некогда проникли в сердце молодого пастуха Пейре Маури, изменив его жизнь. Эти слова были сказаны, чтобы «чешуя отпала от глаз», чтобы прозрели (параф Деян. 9, 18).
Спустя 3 года после того, как инквизиторы сожгли Пейре Отье, простой верующий Пейре Раймонд дез Уго, заключенный в Муре, сказал инквизитору, что верит в то, что проповедовал Пейре из Акса, и засвидетельствовал, что останется верен его Святой Церкви. Этим он как бы заключил convenenza, духовное соглашение с еретиком, сожженным три года назад - и разве Бог оставил Пейре Раймонда дез Уго?
Гийом Белибаст проповедовал так: «Если Вы будете оставаться верными, но никого из добрых христиан не окажется рядом в ваш последний час, то придет духовный еретик, то есть ангел, чтобы принять вашу душу». Христиане, которые умерли за свою веру, сейчас пребывают подле Отца Небесного. Мы можем говорить в молитве: «Отче Святый, Боже Правый добрых духов…Не дай нам погибнуть в мире чужом, ибо мы - не от мира, и мир - не для нас». И Отец Благой пошлет духовного христианина, то есть ангела, чтобы он возложил на нас руки и препроводил нашу душу к ее покинутому трону.
К чему оставаться в Церкви волков, ведь Отец Небесный и из камней может создать сынов Авраамовых (Лк. 3:8, Мф. 3:9)? Ведь наша Церковь получила свое установление от Самого Иисуса Христа и она будет принадлежать Ему до скончания веков, как сказал Господь наш в Евангелии от Святого Матфея (Мт. 28,28):
«И се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь».
Просто эта Церковь пока невидима в этом мире. Пока….