Часть 9. ИТАЛИЯ
Особенностью итальянского катаризма является то, что в Ломбардии, вследствие личных расхождений, он разделился на две противоположные школы, у каждой из которых были иерархи в одной и той же местности, и они расходились во взглядах, но на остальной территории Италии такого явления не было. Католики называли еретиков Ломбардии «катарами», а в других местах,например, во Флоренции, «патаренами».
Тем не менее итальянские тексты наиболее целостные, систематичные и наиболее известны. Некоторые из них, в отрывках или в компиляциях,разбросаны в многочисленных рукописях по всей Европе, и еще не окончена работа по восстановлению, разделению и датировке этих текстов. Среди них находятся два документа аутентично катарского происхождения: Апокриф известный под названием Interrogatio Johannis илиТайная Вечеря, который инквизиторы тринадцатого века называли «апокрифом (secretum) еретиков из Конкореццо»; этот текст вроде бы попал из Болгарии к умеренному катарскому епископу из Конкореццо Назарию, ок. 1190 года. Второй текст, абсолютно отличный от предыдущего, это Liber deduo busprincipiis радикального епископа Джованни де Луджио из Бергамо, открытый О. Донденом в 1939 году в рукописи Лаурентианской библиотеки во Флоренции. Вместе с ним находится текст латинского Ритуала. К этому тексту можно присоединить свидетельства двух катаров, которые ссылаются на учение Джованни де Луджио. Это фрагмент II составленного из различных текстов сборника датируемого перед 1253 годом под названием Brevissummula. Из публичных или частных признаний отступников можно упомянуть также: Труд под названием Manifestati ohaeresi scathar orumquam fecit Bonacursus, которое могло появиться до 1190 года. Это по-видимому публичное исповедание одного из катарских докторов в Милане. Текст этот дошел донас в несколько искривленном виде - у него есть вступление в виде пролога и он заканчивается коротким заключением. Рукопись Lat.14 927 парижской Народной Библиотеки подает его в сокращенном виде,очевидно более древнем, но с добавлением нескольких упоминаний о вальденсах, отсутствующих во втором тексте. Признания (confessio) двух патаринов (один из них возможно был «руководителем секты», имен которых с уверенностью установить нельзя, якобы изложенные перед епископом и консулами Флоренции в неизвестное время. В упоминаемой выше парижской рукописи в эти признания вставлен текст Manifestatio,но больше эти тексты ничем не связаны. И, наконец, признания двух других флорентийских «патаринов» 1229 года, являющиеся аутентичными документами. Вся остальная итальянская католическая документация - это в основном схоластические трактаты, где перечисляются в разделах, не особо отличающихся друг от друга ни порядком, ни содержанием, аргументы,выдвигаемые обоими лагерями, с ссылками на Библию, аргументы,доказывающие догматические положения или объясняющие практические детали. Первая категория этих книг вспоминает только об одной катарской школе: об «абсолютном» дуализме и связанной с ним идеей предсуществования душ (оригенизм). Самая давняя из них, известная в общем как Summa Prepozyta, происходит из Кремоны) и приписывается некоему «Господину Галлусу» или«господину Г. из Бергамо». Некоторые детали позволяют допустить, что она была написана в Италии до 1210 года. Более исчерпывающая книга написана неким человеком по имени Грегорио в 1240-1250-х годах (или немного раньше), Disputatio inter catholicum etpaterinum hereticum. Трудно также датировать короткую заметку, находящуюся в рукописи Casanatensis. Там нет никаких дискуссий по поводу Святого Писания, но зато есть существенная информация на тему катарского епископства во Флоренции. Приписываемая убитому в 1252 году доминиканцу Петру Веронскому Summa, где также говорится о «патаринах», под этим углом зрения очень близка к Disputatio. Кроме того, это произведение, датируемое ок. 1235 года, довольно подробное и в некоторых аспектах оригинальное. Здесь также приводится догматическая разница между двумя школами катаризма в разрезе их отношения к посмертной судьбе (оригенизм или традуционизм). Славянские и греческие источники будут перечислены во вступлении к третьей части этой книги, посвященной происхождению катаризма. Упомянем разве что один мало оригинальный латинский текст, Adversus Patharenos, автором которого является Гуго Этериано. Он был написан в семидесятых годах XII века в Константинополе против местных еретиков.
(цитата из Жан Дювернуа "Религия катаров", Часть 1. Догматика.
на иллюстрации кафедральный собор Милана, Италия)