Убейте всех…
Эта фраза ныне настолько известна и популярна, что давно сделалась мемом. Ее часто можно встретить в литературе, кино и на просторах Сети. Многие даже знают, что появилась она на свет в Средневековье, во времена Альбигойского крестового похода.
Сама эта история также известна. Когда 22 июля 1209 года крестоносное войско взяло штурмом город Безье, рыцари спросили у руководителя операции: «Как нам отличить католиков от еретиков?» А тот ответил: «Убейте всех, Бог Сам разберется и Своих узнает». Кстати, доводилось мне читать даже, что автором данной фразы был Симон де Монфор. Но если уж говорить о более адекватных и знакомых с историей людях и писаниях, то, разумеется, они сходились в том, что сказать ее мог только настоящий предводитель крестового похода на то время - папский легат Арно-Амори или Арнольд Амальрик.
Но вот уже не одно десятилетие идет настоящий холивар на тему, действительно ли эта фраза была сказана, или это всего лишь исторический анекдот? Попробуем сегодня пролить свет на эту загадку.
Мне приходилось участвовать в разных сетевых холиварах на эту тему. Чаще всего за то, что эта фраза не была сказана на самом деле, выступали защитники ортодоксии - ведь им хотелось представить католиков белыми и пушистыми, вынужденными защищать попираемую веру, а окситанцев ужасными злодеями. Но встречались мне и вполне вменяемые люди, считавшие, что это легенда, а документальный подтверждений данная история не имеет.
Попробую сгруппировать аргументы сторонников того, что эта фраза никогда в действительности не звучала.
- Нет никаких документальных свидетельств этого, и даже нет никаких доказательств.
- Об этом не упоминает цистерцианский аббат Петр Сернейский официальный летописец крестового похода. Эта история содержится в книге немецкого хрониста Цезария Гайстербахского «среди сказок и легенд».
- Прямых свидетельств этому случаю нет, а только косвенные.
Однако я могу ответить на это следующими аргументами, но вначале тоже изложу их группами.
- Прежде всего, выясним, что такое исторический факт, и в какого рода свидетельствах и подтверждениях он нуждается.
- Затем определим, какую ценность имеют разные исторические источники.
- Разберем, что такое «комплексный исторический подход».
Фраза Арнольда Амальрика как исторический факт
Для историков исторический факт подобен юридическому. Ведь в юриспруденции перед нами всегда доказательства, которые являются умозаключениями следователя на основании улик или иных косвенных доказательств Ведь чрезвычайно редко бывает, что преступника хватают за руку и такой факт доказывать не требуется. Так и с историческим фактом. Это след, оставленный в прошлом и умозаключение историка об этом следе. В отличие от криминалистики, такие следы остаются не на одежде или в помещении, а в документах. А в данном случае эти следы есть. Мы узнаем об этой истории от немецкого хрониста, это не выдумка какого-нибудь романиста или фрика, и не агентство ОБС.
Петр Сернейский - не непререкаемый авторитет, а фантазер. А Цезарий - нет.
Кроме того, что о каком-либо факте говорится в исторических источниках, нужно, конечно, понять, какую ценность они имеют для данного случая. Так вот, хронист Петр Сернейский - это своего рода пропагандист. Поэтому он заинтересован в том, чтобы очернить противников и обелить сторонников. Он сообщает массу фантазий о катарах и их верованиях, а также приписывает графу де Фуа ужасные злодеяния. О многих достаточно серьезных событиях Альбигойского крестового похода он вообще не упоминает, руководствуясь личными предпочтениями.
Что касается Цезария Гайстербахского, то он как раз фантазером и не считается. Да, источник в котором находится история о фразе Арно-Амори называется «Беседой о чудесах» (Dialogus miraculorum), но речь идет просто о необычных событиях, а не о сказках. Автор записывал то, что слышал от очевидцев или достойных доверия людей. Кроме того, Цезарий был биографом архиепископа Кельнского и очень дотошно относился к тому, что выходило из-под его пера. Так что полагать, что автор рассказывает небылицы - исторически некорректно.
Фраза, приписываемая Арно Амори и комплексный исторический подход
Этот подход, если вкратце, представляет собой комплексный анализ источников. Кроме того, он требует поставить исторический факт в контекст событий, а также проанализировать возможные мотивы действующих лиц - зачем они могли это сделать, и соответствует ли это их характеру. Так вот, именно эта совокупность источников и анализа дает возможность историку сказать является нечто историческим фактом или нет. Если проанализировать все источники, касающиеся не только этой фразы, но характера самого легата, его поведения в подобных ситуациях, а также события, связанные со взятием Безье, то получится, что эту фразу он мог сказать с очень высокой степенью вероятности.
Аргументы в пользу того, что Арнольд Амальрик таки сказал эти слова, собрала американская исследовательница Беверли Кинзли специалистка по цистерцианцам, и я подробно перечислила их в очерке «Арно Амори и его знаменитая фраза». Поэтому здесь я изложу их только вкратце.
- Арно-Амори имел возможность и полномочия это сделать. Автор первой части Песни об Альбигойском крестовом походе замечает, что у Арно-Амори была власть уничтожить всех еретиков. Он также уверен, что без продемонстрированного ужасного насилия не удалось бы здешний народ обратить к «истинной вере». По многочисленным свидетельствам того же Гийома Тудельского крестоносцы ничего не делали без инструкций и разрешения Арнольда Амальрика под угрозой отлучения. То же самое подтверждает в письмах Папе Симон де Монфор. А поскольку все жители Безье были уничтожены армией крестоносцев, значит, она получила на это позволение.
- Характер Арно-Амори был таков, что он вполне мог сказать эту фразу. Об этом пишет даже доминиканский историк Мари-Умберт Викер. Он не сожалел об убийстве 20 тысяч человек, а в письме к Папе назвал это «Божьей местью».
- Арно-Амори говорит практически то же самое и в других обстоятельствах. Анонимный автор второй части Песни об Альбигойском крестовом походе описывает, как Арно-Амори призывает в 1217 году сжечь дотла Тулузу и поубивать всех ее жителей за сопротивление крестоносцам.
Существует еще один источник, хроника Жерве из Тильбери, написанная непосредственно после событий в Безье, где описывается это массовое убийство как угодное Богу, который сам отделил еретиков от верных. То есть, там буквально повторяется эта фраза.
Одним словом, историки считают, что этот человек, «склонный к экстремальному насилию, жестокости и фанатизму», вполне мог сказать эту фразу. И доказательств этому существует намного больше, чем в пользу противоположного мнения.
На иллюстрациях - наверху памятник Цезарию Гайстербахскому возле руин аббатства неподалеку от Бонна
Внизу - Картина Жака Фоше 1960 года "Массовые убийства в Безье"