Из группы фб. Катаризм в разных странах Европы. Лангедок. Текст Тамары Бергман

Jan 07, 2021 22:02



История катаризма в разных странах Западной Европы.

Часть 6.ЛАНГЕДОК.


Наиболее старыми источниками являются документы соборов. Исключение составляет только документы собора в Ломбере (Тарн), который заседал в 1165 году. Несмотря на свои размеры и аргументацию, прослушивание и акт осуждения разочаровывают: если записи соответствуют действительности, то либо тут не имеются в виду катары, либо осталась неописанной их доктрина. Следующее собрание документов в своей целостности связано с орденом Сито. Оно состоит из: письма графа Тулузского Раймонда V главному капитулу в Сито в 1177 году, где впервые упоминается вера в «два начала», а также отчеты легатов: кардинала Пьера от августа 1178 года в Тулузе и кардинала Генриха в Лаворе в 1181 году. Эти две миссии являлись последствиями данного письма и их апогеем является отречение двух катарских иерархов из Тулузы на соборе в Пюэ 15 августа 1181 года. Цистерианец Пьер, из аббатства Во-де Серней, и племянник своего аббата Ги, ставшего позднее, благодаря крестовому походу, епископом Каркассона, является историографом Симона де Монфора. В начале своего законченного в 1218 году труда под названием Historia albigensis, он поместил интересные заметки, описывающие много интересных доктринальных ошибок, но содержащих и откровенную клевету. Многое в этом тексте заимствовано из другого лангедокского текста, найденного О. Донденом в рукописи 495 Городской библиотеки в Реймсе под названием Мanifestatio haeresis albigensium lugdunensium. Этот последний документ в общем является идентичным другому, более короткому рукописному документу, хранящемуся в пражской Митропольчьей капитуле (Государственный музей) под номером M 1587. Без всякого сомнения, пражская рукопись является кратким изложением реймского документа (а не Реймс развитием Праги), но она, скорее всего, написана в тот период, когда в реймском рукописе еще не было упоминания об умеренных и о вальденсах. Его образцом мог быть труд Эрменгауда, обращенного позже вальденса, как предполагает О. Донден в отношении Мanifestatio. Последний и не менее важный источник цистерианского происхождения - это трактат, написанный Аланом Лилльским (Alanus ab Insulis) перед смертью князя Гийома VII из Монпелье, которому он посвящен. Этот труд называется De fide catholica или Summa quadripartita. Несмотря на отсутствие упоминаний об умеренных, автор текста выглядит довольно информированным. Он ссылается на труды самих катаров и правдоподобных описаниях споров о различных интерпретациях Святого Писания. В этом труде есть только один клеветнический параграф, относящийся к пояснению слова «катарский». Вальденсы, со времени своего появления и до последнего поражения Лангедока, не переставали полемизировать с катарами. Они передали нам бесценное собрание текстов, в котором две книги заслуживают особого внимания: одна написана до появления ордена католических Бедных (вальденсы, вернувшиеся в католицизм в 1208 году), а вторая принадлежит скорее всего Дюрану из Уэска, вальденса, обращенного после религиозного диспута, который в 1207 году проводил в Памье Диего из Осмы, проповедник и товарищ св. Доминика. Первая из них, Liber antiheresis, имеет две несколько отличающиеся друг от друга копии в Мадридской рукописи 1114 и Латинской рукописи 13 446 из Народной Библиотеки Парижа, написана раньше, чем вторая - около 1184 года и является первым со времен Экберта трактатом, опровергающим ересь. Вторая, Contra manicheos, явно породненная с первой, написана непосредственно католическими Бедными для кардиналов, которые ими занимались. Там содержатся фрагменты анонимного трактата катаров, анализ которого позже будет сделан Монетой в его Summae.
Так же, как и Мanifestatio из Реймса, это лангедокские рукописи, содержащие опыт реальных событий. Есть очень много подтверждений того, что Эрменгауд, автор книги под названием Contra haereticos - это то же лицо, что и Эрменгауд из Безье, товарищ Дюрана из Уэски, который вместе с ним основал движение католических Бедных. Его труд более осторожный, чем предыдущий и является хорошим примером классического представления альбигойства. Не следует также забывать о двух, без сомнения, аутентичных, катарских источниках, которые вальденсы переняли у них без малейших правок: Трактат о Церкви Божьей и комментарии к Отче Наш, содержащиеся в рукописи А 6 10 Библиотеки Тринити Колледжа в Дублине. Первым о них сообщил М. Эспозито, а перевел и издал эти тексты Т. Венклеер. Как и другие катарские трактаты, они состоят из текстов Святого Писания с толкованиями. Это текст огромного значения, который до сих пор еще не привлек должного внимания историков. Лангедокская инквизиция, которая с самого начала своего существования (1233-34) имела свои дома в Каркассоне и Тулузе, не оставила после себя трактатов типа итальянских Сумм. Правда, позже она присоединила к своей документации работы такого рода иностранного происхождения. Но эти работы им были не особенно нужны - в течение всего периода существования катаризма на Юге Франции, Инквизиция имела в своих рядах отступников, и все об этом знали. Поэтому наибольшую ценность имеют судебные реестры, как объективные и свободные от примитивной клеветы, которой полны источники в других местах, но которым в Лангедоке никто бы не поверил. Это собрание, очень обширное и до сих пор опубликованное только частично, но тем не менее ставшее предметом исследований, содержит приговоры, показания и вспомогательные документы, связанные с деятельностью Инквизиции Каркассона и Тулузы, а также различных епископов и епископских следователей. Оно доступно частично в оригинальных рукописях, частично в копиях современников, а частично в копиях, сделанных Кольбером и составляющих тома 21-36 рукописного собрания так называемого Doat Парижской Народной Библиотеки. При изучении догматики следует обратить внимание на Реестр Пьера Сейла 1241 года, для региона Керси, и для того же региона реестр Бернарда де Ко и Жана из Сен-Пьер, тулузских инквизиторов 1243-1244 гг. Большая книга тех же инквизиторов, относящаяся к региону Лаурагэ, (1245-46 гг.), где содержатся показания почти всех жителей определенных местностей, дошла до нас благодаря копии 1260 года и находится под номером 609 городской библиотеки Тулузы. Кроме того, что допрашиваемые вынуждены были отвечать на типичные вопросы, в этой книге есть много оригинальных элементов, особенно касательно периода перед Крестовым походом. Особое место посвящено процессу Пьера Гарсиас, жителя Тулузы: это признания францисканцев, которые уговорили его откровенно высказать свои взгляды (1247 г.) От доминиканской Инквизиции 70-х годов мы тоже имеем ценные документы: Книгу Тулузской Инквизиции 1279-1280, написанную Ранульфом из Плассак и Понсом из Паррак. На переломе XIII и XIV веков появляется собрание документов, которые являются лучшим источником, который мы имеем. Они относятся прежде всего к периоду возрождения катаризма от Пиринеев до Тарна, главным инициатором которого был нотариус из Акс-ле Терм (Арьеж), Пьер Отье. Они известны уже очень давно, - один был опубликован в XVII веке, фрагменты других - в 1890 году, но упорядочены они были еще раньше немецким епископом Игнацием фон Деллингером. Это прежде всего:
• Книга приговоров Тулузской Инквизиции Бернарда Ги, а также не особо оригинальная информация, которую этот доминиканский деятель поместил в своем учебнике Practica Inquisitionis.
• Реестр инквизитора Жоффре д’Абли, относящийся к региону горного Арьежа, рукопись Lat. 4269 парижской Народной Библиотеки (1308-1319).
• Инквизиционный реестр епископа Памье Жака Фурнье, позже Бенедикта XII, который начинается правда через семь лет после смерти на костре Пьера Отье, но почти полностью передает его учение, а также учение последнего окситанского Совершенного, Гийома Белибаста из Кубьер (Од).
• Фрагменты интересных в доктринальной области признаний (1302-1305), записанных Инквизицией Каркассона в своем собрании документов.

(цитата из Жан Дювернуа "Религия катаров", Часть 1. Догматика.
на иллюстрации город Безье, Лангедок-Руссильон)

география катаризма, Катары катаризм

Previous post Next post
Up