О том "Как же можно?" и о "Не убий".
Современные читатели исследований по истории инквизиции очень часто не верят в правдоподобность размаха работы данной организации, и более того, в масштабное число осужденных на тюремное заключение, костры, ношение желтых крестов, паломничества и так далее. Один из наиболее часто слышимых мною аргументов гласит: а не кажутся ли вам все такие страшные истории каким-то чудовищным преувеличением, потому что вообще-то вся эта система противоречит основополагающему принципу христианства "не убей"? Римская Церковь что сама себе противоречила?
Как тут выразить в наиболее мягкой форме... Нет, не противоречила - действовала чрезвычайно логичная методика перенаправления вины за казни на светскую власть.
Преступления "против Бога" классифицировались по тому же принципу что и против государства или лично правителя государства, потому что почти каждый правитель католической территории, прежде всего, объявлял себя хранителем христианства и защитником Рима. Вследствие чего выходило, что римская Церковь ставит перед собой цель исключительно вернуть еретика в свое лоно, а вот за все, что в процессе этого происходит, отвечают одни только светские власти - они, к случаю сказать, и организуют сожжения. Так что в фактах пыток и казней Церковь как бы не при чем... Вот что упоминается, например, в листе Осуждения повторно впавшей в ересь Гильеметты Торнье, (примерно к 1329г.): "Такую нераскаявшуюся еретичку Церковь может только отдать в руки мирского правосудия и молить, как требуют того канонические санкции, чтобы вам сохранили жизнь и не пытали до смерти, если вы, Гильеметта Торнье, полностью признаете все факты обвинения в ереси, если раскаяние тронет ваше сердце, и вы не будете больше упорствовать в отрицании святости покаяния и причастия..."
(материалы листа осуждения предложены в Приложениях к Зоя Ольденбург "Костер Монсегюра", печатаются по данному изданию).
Примерно с 1224 года на территории Ломбардии, Италия светской властью введено законодательство, предполагающее для еретиков только казнь через сожжение с предварительным отрезанием языка за хулу на Бога. Кроме того добавлялось:
1.Все еретики, осужденные Церковью, должны быть казнены смертью руками светских властей.
2.Те, кто отрекается из страха смерти, и готовы воссоединиться с Церковью, должны быть наказаны вечным заточением.
3.Те, кто помогает еретикам, должны понести то же наказание, что и еретики.
4.Рецидивистов (вновь впавших в ересь) следует казнить без всякой иной процедуры.
5.Потомки и наследники еретиков должны быть лишены имущества и утратить, вплоть до второго колена, публичные почести (за исключением детей, которые донесут на родителей-еретиков).
(положения законодательства №1-5 печатаются по Даниэла Мюллер "Создание Инквизиции")
Папа же ни прямо, ни косвенно против не высказывался. А на вполне логичный вопрос современного читателя: "Как же, в таком случае, "не убий"?" ученые католические клирики ответили бы примерно следующее: "Наш Папа не убивает и никому не приказывает убивать. Это закон убивает тех, кто сам совершает убийство, и это разрешено Папой. А убийцы сами убивают себя, поскольку делают то, за что их следует убить" - как это и произошло вовремя реального диспута 13 века о том, как же может Церковь поддерживать такие меры...
Тамара Бергман
(иллюстрация взята из Даниэла Мюллер "Создание Инквизиции".
На иллюстрации - рисунок "Правосудие читает приговор, осуждающий души", к тексту "Паломничеству души", последняя треть XIV в.)