Об Оригене - текст Тамары Бергман из фб

Oct 04, 2018 18:55

Об Оригене, и почему катаров нельзя назвать "оригенствующими монахами".
Когда заходят споры о влиянии на катаризм каких-либо ранних церковных Отцов, в первых рядах всегда имя Оригена. Возможно, вы слышали термин "оригенизм", который, чаще всего, употребляется в смеси в арианством и катаризмом.
Итак, об Оригене и катарах.

Скажем сразу, катары не встречали Оригена, не общались с ними и не заимствовали напрямую его идеи. А все потому, что между ними, как минимум, 8 веков: Ориген - один из самых влиятельных философов ранней Церкви, умер в 254г. А наследие его, в форме христилогических (о природе Христа) и тринитарных (о сущности Троицы) споров, всегда вызывало в Римской Церкви больше дискуссий, чем принятия. Более того, его "заблуждения" были осуждены на Пятом Вселенском Соборе 553 года как еретические.

При изучении ведущего сочинения Оригена "О началах" можно без труда заметить следы, по которым "пойдут" и Добрые Люди спустя века. Эти самые "следы" именно и придает анафеме (церковное осуждение и отлучение) император Юстиниан в письме в патриарху Мине:
1. “Если кто говорит или придерживается мнения, что человеческие души предсуществуют, будучи как бы идеями (νόας) или священными силами; что они отпали от божественного созерцания и обратились к худшему и вследствие этого лишились божественной любви и потому названы душами (ψυχας) и для наказания посланы в тела, - тот да будет анафема".
(возможный аналог катарской идеи о вечной природе душ, отпадении их от Бога и помещении их в физические тела)
2. "Если кто говорит или держится мнения, что душа Господа предсуществовала и соединилась с Богом-Словом раньше воплощения от Девы и рождения, - анафема".
(возможный аналог катарской идеи о предвечности Иисуса, а не рождении в прямом смысле слова от Марии)
3. "Если кто говорит и держится мнения, что тело Господа Нашего Иисуса Христа в утробе Пресвятой Девы сначала было образовано и уже после этого соединилось с Богом-Словом, a также и душа его предсуществовала, - анафема".
(возможный аналог катарской идеи о предвечности Иисуса по сравнению с Марией, потому то Он существовал в Царствие еще до ее рождения в материальном мире)
4. "Если кто... что Бог-Слово уподобился всем небесным чинам, став для херувимов херувимом, для серафимов - серафимом, одним словом, уподобившись всем вышним силам, - анафема".
(возможный аналог катарской идеи о том, что Иисус не был в человеческой природе, а только в ангельской)
5. "Если кто... что в воскресении тела людей воскреснут в шарообразной форме и не исповедует, что мы воскреснем прямыми (ορθιους), - анафема".
("в шарообразной форме" означает, по-видимому, "как души";
возможный аналог катарской идеи о том, что в Конце Времен физические тела вообще не воскреснут, а у душ будут нетленные тела в Царствие).
6. "Если кто говорит... что сила Божия ограничена в пространстве (πεπερασμενην) и что Бог Сам сотворил столько вещей, сколько мог объять (περιδραξασθαι), - анафема".
(Если Бога где-то существовать не может, то от того Он является ограниченным по силам?
возможный налог катарской идеи о том, что Бога нет в физическом мире)
7. "Если кто... что наказание демонов и нечестивцев - временное и будет иметь после некоторого срока свой конец, т.е. что будет восстановление (αποκαταστασιν) демонов и нечестивых людей, - анафема".
(возможный аналог катарской идеи о том, что материальный мир конечен по своей природе, поэтому-то и наказания в нем не будут вечными.Касаемо вечное бытие Царствия, то там совершенно нет никаких наказаний. Сюда можно отнести и отрицание ада).

Исключительный спиритуализм и рационализм доводов сближают катаризм и идеи Оригена, как нельзя сильнее. Его последователи, так называемые, "оригенствующие монахи" развивали после его смерти и другие тезисы, схожие с будущим учением Добрых Людей:
1. Переход душ из ангельских в человеческие тела, и наоборот (в катарской трактовке - Падение ангелов и возвращение их в Царствие в Конце Времен)
2. Творении мира демиургом из готовых элементов (в катарской трактовке - создание материального мира дьяволом, который старался повторить творение Богом Царствия, но ему не под силу. Очень важно противопоставление глаголов "создавать" (из уже готового) и творить (с ноля, из ничего).
3.Христос по воскресении принял эфирное тело; так же и y остальных людей, по воскресении природа тела уничтожится. (в катарской трактовке - отрицание физического воскрешения в Конце Времен)
4.Материя в конце исчезнет, останется один дух. (в катарской трактовке - тезис взят в том же виде)
5.Все соединятся с Богом, и даже "злые" души. После чего материальное царство кончится. (в катарской трактовке - возвращение всех душ в Царствие и отсутствие ада)
6. Между душами разных людей нет перед Богом никаких различий, в конце концов, все будут с Богом, как было до Падения (в катарской трактовке - тезис взят в том же виде).
7. Апокатастасис ( с греч."возвращение в прежнее состояние"). Рассмотрение Конца Света в позитивном ключе и уверенность в возвращении всех душ в Царствие (в катарской трактовке - тезис взят в том же виде).

Кроме этих принципов, концепции Оригена и катаров сближает очень значимая общая точка - докетизм (Иисус не имел в действительности физического тела; см. ниже статью из Словаря Катарских терминов "Докетизм"), а также идеи о Троице и душе.

Но было бы ошибочно говорить о полном заимствовании Добрыми Людьми его учения как цельного, поскольку элементы из него с эпохи 3 в. "бродили" по богословской мысли и "отпечатались" в текстах довольного большого количества влиятельных церковных мыслителей, прежде чем, добраться до катаризма. И, конечно же, ни Ориген, ни его ученики не исповедовали катарское вероучение полностью - например, дуалистический принцип Добрых Людей Ориген не признал бы никогда. Так что очень похожие детали не делают Оригена предшественником катаров, а катарских монахов "оригенствующими".

Спорным также остается вопрос о том, читали ли катары сами тексты Оригена, и в частности, его ведущий труд "О началах", или некоторые его идеи пришли к ним, возможно, от богомилов Востока. Катарская экзегетика (интерпретация текстов Святого Писания) не дает ответа на этот вопрос, как не дают его и свидетельства о Добрых Людях - а вот фантазий ходит масса.
Но как бы то ни было, явная при близком рассмотрении, или даже безусловная, близость катаризма с учением Оригена показывает безрезультатность попыток объединить Добрых Людей с манихеями и гностиками (лозунг "катары - средневековые гностики" выел уже всю плешь!).
Нет же, теология катаризма по большинству пунктов совпадает именно с Отцами Александрийской школы
2-3 вв. (Ориген, Климент Александрийский) и Каподокийцами (Василий Великий, Григорий Нисский)
3-4 вв., поэтому не зря претендует на прямую Апостольскую Традицию.

И да, кстати, об Оригене! Чтобы довести повествование о нем до конца.
Элементарно сравнив даты (а умер он в 3 в.), можно решить, что раз его осудили на Соборе 6-го века уже заочно, то прожил он спокойно и скончался мирно. Боюсь, нет. В 231 году наш герой был уже подвергнут осуждению на Александрийском поместном соборе, поэтому скрылся и очень долго жил в финикийском городе Тир (территория современного Ливана). Занятый изучением и толкованием Святого Писания, он оставался активным членом Церкви. Но с началом систематических преследований христиан римским императором Децием Траяном, был арестован, подвергнут пыткам, от которых и умер.

(на иллюстрации - Ориген)



Катехизис, Катары катаризм, Богословие

Previous post Next post
Up