К вопросу о невыносимом пессимизме катаризма - как его теперь принято представлять...
(спойлер: а с ортодоксией вы его сравнивать пробовали?)
Окунувшись в "познание тайн катаризма" на основании информации из популярных сайтов (кто не слышал предложения "быстро загуглить", если чего не знаешь?), и непременно начав с Википедии, спустя час вы станете пребывать в абсолютном убеждении - катары христианами уж точно не были. Спустя два, поверите с их манихейский след, узнаете "страшные слова" - гностицизм, маркионизм, карпократинизм, орегинизм, докетизм... Особо пытливый читатель продолжит гуглить все это, от каждого нового аспекта ужасаясь все сильнее - потому что над учениями этими надругались прежние и современные "знатоки" не меньше, чем над катаризмом.
Словом, спустя время вы прибудете в полней уверенности, что Добрые Люди были депрессивным меньшинством, отщепившимся от ортодоксии, замеченным в поедании детей, мужеложстве, целовании домашних животных в зад и магических практиках... А уничтожение их оказалось изначально предопределено в непробиваемом пессимизме аскетичного образа жизни. Аргумент от "Если все так плохо, и ты проповедуешь , что все так плохо, чего же ты до сих пор жив?" использовал еще христианский апологет 2-3 вв. Тертуллиан против Маркиона, одного из учителей гностицизма : "Тертулиан Маркиону: «Чего ты ждешь и не умрешь от своих воздержаний, раз мир наполняет тебя отвращением? Таким должно быть ваше мученичество!" (Против Маркиона, I, 14).
Упор на отрицательное отношение к радостям жизни (браку, половой жизни, полноценному питанию) делается и по сей день, что выдается за уникальные особенности катаризма на фоне религиозных течений той эпохи. Во многих источниках субъективного толка, устаревших давным-давно, но клонируемых повсюду, "разыгрывают" и другую, самую любимую карту - мрачно ужасающие истории про Endura (пост после предсмертного крещения). Тут уж на сколько у вас фантазии хватит - но мотив все тот же: катары склоняли людей к суициду путем голодной смерти. Но, на самом деле, ужасающее в них только одно - наивность (если не сказать глупость) тех, кто верит в глупости до сих пор. Выдуманные в период гонений для усугубления отвращения к Добрым Людям или реальные, но передернутые как только можно, эти сказки-страшилки уже не имеют никакого отношения к исторической действительности, в которой существовали Добрые Люди, как, собственно, и не имели.
Несмотря на негативную "ауру" катаров, из которых, путем общих стараний - ересиологов прошлого, выдумщиков 19-20 вв. и не в меру ленивых до изучения научной литературы наших с вами современников - сделали чуть ли ни кучку обиженных жизнью ненормальных... Рискну предложить другой подход. В рамках которого, даже при мимолетном касании научного и богословского материала, закрадывается мысль: еще не известно, чье мировоззрение позитивнее - катаризма или ортодоксии.
Хотя бы по следующим пунктам:
1. Бог как Личность.
Ортодоксия: Бог - судья и строго следит за всеми людьми, при несоблюдении Его правил, наказание необратимо. Примеры не хилых таких наказаний массово предлагаются в Ветхом Завете: казни египетские, потоп, мор. Индивидуальные наказания тоже не сильно отстают - не зря же расхожа фраза "Бог тебя накажет!". То есть все дурное, что происходит в жизни можно с оглядкой отнести на счет Божьих наказаний. А для тех, кто все равно не понимает, есть конечный пункт "без права переписки" - ад, где все получат по заслугам.
Катаризм: Бог - это абсолютное Добро. Он не выносит вердикт, не посылает потоп и тому подобное, Его в материальном мире вообще нет. Так что не нужно оглядываться и приписывать Богу все свои же "косяки" - никто вас не наказывал "свыше", вы сами во всем виноваты или же это непреодолимые случайности.
2. Конец Мира
Ортодоксия: Апокалипсис будет таким страшным, что просто готовьте успокоительные и сердечные тоже не забудьте. И это не просто природная катастрофа, а суд над всеми, разделение людей на праведников и грешников. После чего - всё, обратной дороги нет.
Катаризм: к моменту Конца Света все души уже вернутся в Царствие, никакого суда не случится. См.пункт 1 - Бог не наказывает.
3. Догмат об аде
Ортодоксия: Страшнее ада нет ничего, и самый лютый страх в том, что ожидают вас там именно физические мучения, вечные физические мучения. И это не просто камера пыток, а "структурированная организация" - где за каждый грех назначается свое наказание. Вам холодно, голодно, вы болеете, вас избили? О, вы еще в аду не бывали! Страшно? Если еще не очень, то добавить можно просмотром гравюр и фресок на тему пыток.
Катаризм: Никакого ада нет, то есть - совершенно нет. В конце времен все души вернуться в Царствие Божье. Рано или поздно, но это произойдет с каждой душей.
4. Зло
Ортодоксия: Принудительные меры можно и нужно использовать к тем, кто недопонимает главного принципа - верховенства Церкви над светской властью. Не подчиняешься Церкви, что-то имеешь против? А, вот это зря... Костры и прочие прилюдные экзекуции специально для поддержания "тонуса" паствы. Важнее спасения души ничего нет, поэтому немного пыток для подталкивания к раскаянию - ничего страшного. А тех, кто даже и при таком раскладе упирается, вообще лишить права даже воскресать в Судный День: для этого еретиков сжигали, нет тела - нечему будет воскреснуть. Приговоры Церкви от лица Бога - норма, она "упрощает" работу Бога.
Катаризм: Никому нельзя причинять зла и мстить. Даже самым дурным людям, даже дьяволу нельзя делать зла, поскольку зло не от Бога. Бог не ответственен за зло этого мира, Его здесь нет. Судить и наказывать от имени Бога - абсурд, только Бог может оценить, есть ли у души грехи. Он "долготерпит" (термин из Евангелия) и ждет, пока все найдут путь возвращения в Царствие - то есть отказ ото зла. Раскаяние за любой грех должно быть принципиально от чистого сердца.
5. Христос
Ортодоксия: Миссией Иисуса была жертва за всех людей. Всем людям должно быть глубоко стыдно за финал этой истории, даже если рождены они десятки поколений спустя. Никто не должен забывать про смерть Христа - поэтому везде на самом видном месте очень реалистичные кресты, которые являются обязательным культовым предметом.
Катаризм: Миссией Иисуса была проповедь принципов, с помощью которых любая душа может вернуться в Царствие: отказ от насилия, любовь друг к другу, взаимопомощь, важность общины, равенство всех людей перед Богом, а также ритуальные практики (например, молитва Pater). Вспомнить, что все души - от Бога, а не из материального мира, в котором они застряли. Смерть Иисуса - это страшный, но не изначально запрограммированный финал. Почитание креста абсурдно - он, прежде всего, обычное орудие казни. Показать приверженность идеям Христа можно только своими делами согласно Его идеям о добре и любви к всем.
Как уже многократно упоминалось, ограничение питания, обет безбрачия и молитвенные часы действовали только для принявших крещение (то есть клира), верующие имели полную свободу поведения - крещение на протяжение жизни для них было не обязательным, его принимали самые преданные и идейные прихожане. Остальные же крестились в основном в старости, или к периоду гонений - только перед смертью.
Приписывание Добрым Людям ненависти к браку, рождению детей, вкусной еде, смеху, музыке и прочему эстетическому и физическому удовольствию - прямиком из средневековых Сумм. При этом, например, сохранилось множество рассказов - свидетельств верующих - об анекдотах, которые рассказывали катарские монахи и манере их общения как между собой, так и с прихожанами... Так, что вечно голодающими, одинокими буками они точно не были.
Также можно упомянуть в сравнительном контексте и многие другие идеи, мнения по которым римских клириков и катаров расходились: о природе Христа, о богатстве Церкви, о Ветхом Завете, о таинстве брака... В любом из этих пунктов Добрые Люди обошлись без "пугалок" для паствы и изначально основывались исключительно на добровольности - в вопросах вступления в свои ряды, обучения, крещения, принятия обетов, нахождения в общине и тд. Ибо вынужденное раскаяние (от страха, под пытками, от мыслей от грядущем возмездии) - это не раскаяние, а нечестным образом "проскочить" в Царствие не выйдет.
И еще не стоит удивляться, если вы вдруг набредете у Жана Дювернуа на строчку о "...безудержном оптимизме катаров" и их вере в то, что рано или поздно, все, что есть воссоединиться с Богом (Жан Дювернуа "Религия катаров").