Apr 13, 2017 21:54
«(Иисус) встал с вечери, снял [с Себя верхнюю] одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.»
(Иоан.13:4-6)
Церкви мира сего, поскольку любят трактовать Писание буквально, подходят очень формально к тому, что Господь Наш сказал ученикам Своим: «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.» (Иоан.13:14). С некоторых пор в Ватикане в этот день происходит фарс. Папа Римский опоясывается передником и начинает мыть (символически) ноги кардиналам. А весь христианский народ в этот день моет окна.
Но что значил Страстной Четверг для Добрых Христиан? Они трактовали Писание по его духу, а не по мертвой букве. Главным событием Страстного Четверга было Установление Тайной Вечери. Но и это событие Добрые Люди трактовали иносказательно. Господь не имел в виду, что обычное вино, материальное и имеющее свойство превращаться в уксус, вдруг может превратиться в кровь Сына Божьего, а хлеб, который со временем черствеет и плесневеет, превращается в тело Господне. Добрые Люди не верили в Пресуществление. Но Тайная Вечеря не становилась для них от этого менее значимой. Дошедший до нас Латинский ритуал не оставляет никаких сомнений в трактовке слов Господа, которые Он сказал ученикам, возлежа за вечерей, прежде чем отправиться в Гефсиманский сад:
«Перед тем, как они сели ужинать, Иисус взял хлеб [что значит: духовные заповеди Закона и пророков] и благословил его [что значит: одобрил и подтвердил их], преломил [что значит: объяснил их в духовном смысле] и раздал ученикам Своим [что значит: научил их духовному послушанию]. И Он сказал им: «Берите [что значит: будьте просветлёнными], ешьте [что значит: проповедуйте это всем]…
(Ритуал на латыни, Северная Италия, около 1250 года)
Но прежде чем дать обеты святой жизни, прежде чем взять на себя крест добрых дел и исполнения заповедей, нужно очиститься от грехов.
Понятие греха у тех, кого называли еретиками-катарами, не всегда несет в себе понятие «вины», за которую нужно понести «наказание». Это, скорее, слепота, порабощение, болезнь. Потому и говорится в Писании, что если слепой поведет слепого, то оба упадут в яму, «врач, исцели самого себя» и что «тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее». А потому следует прежде всего очиститься от греха, снять с глаз повязку, мешающую ясно различать добро и следовать дорогой Праведности.
И если не очиститься (как мы помним, Петр вначале заартачился), то не будет тому человеку удела в деле Христовом, не сможет он быть Делателем Жатвы Господней, Божьим служителем. Но грехи не смываются материальной водой. А потому жест с умывальницей и полотенцем - не что иное, как символ. Только Бог прощает грехи. Он посылает прощение через Своих служителей тому, кто полон раскаяния и готовности не грешить больше.
Только полностью «очистившись», человек сможет принять в свое сердце Духа Святого, и стать сотрапезником Господа:
«Иисус же сказал им: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоти Сына Человеческого [что значит: если не будете соблюдать заповеди Сына Божьего] и пить крови Его [что значит: если не примете духовного смысла Нового Завета], то не будете иметь в себе жизни…»
(Ритуал Христиан на латыни).
Иными словами,
«Иисус отвечал (Петру): если не умою тебя, не имеешь части со Мною.»
(Иоан.13:8)
И вот что значит Пречистый Четверг: следует предуготовить себя, очиститься настолько, насколько это в наших силах. Да, грехи прощает Отец Небесный, но ведь человек, живущий в самодостаточной иллюзии собственной правоты и не желающий выйти из зоны комфорта, даже и не подступается к этому. Такой человек далек от Господа, как бы много он не болтал о сакруме. Но ведь сказано: «Приблизьтесь к Богу и (Он) приблизится к вам» (Иак. 4:8) Так что стоит постараться стать такими, чтобы в наш час ангел Божий сказал:
«Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь» (Иоан.13:10)
Стать такими, какими знал нас Бог.
Воскресные размышления