Телевизор я, как правило, почти не смотрю. Только выпуски новостей. Раньше ещё кино смотрел, но счас и его не могу: реклама выбешивает. Всё ощущение от просмотра рушит. Но спич не об этом. В общем, как-то, пока телевизор был включен фоном, увидал рекламу фильма
«Жизнь других». Кадры чем-то зацепили. Тем более, сообщалось в рекламе, у кина куча наград. Решил заценить. Нашёл в и-нете в хорошем качестве, скачал, посмотрел.
Знаете, - так бывает - посмотрел кино и сидишь молча. Титры идут, а ты сидишь и не шевелишься. Типа придавило силой искусства. Вот так было со мной после просмотра
«Жизни других».
Это замечательная лента, с какой стороны ни взгляни. Во-первых, это умное кино, которое даёт обильную пищу для размышлений и осмысления не только прошлого, но и действительности. Во-вторых, хороший пример того, как почти что арт-хаус может быть коммерчески успешным (
сборы более $77 млн по всему миру). В-третьих, картина яркий образчик того как можно (и нужно) снимать о собственной истории.
Очень кратко и схематично о содержании. Действие происходит в ГДР середины 80-х. Министру культуры Бруно Хемпфу давно не нравится преуспевающий драматург Дрейман. Талант театрального деятеля, обширный круг знакомств, включая личную дружбу с первой леди (фрау Хонеккер). Лично мне показалось, что Хемпф переживал за свой министерский пост. А тут ему ещё подруга Дреймана, театральная прима Криста-Мария Зиланд приглянулась. В общем, министр решил сжить со свету драматурга. Способ выбрал достаточно популярный в то время и особенно в тех кругах - уничтожить как нелояльного режиму. Но вот проблема, Дрейман практически чист. Конечно, в «Штази» знают о его контактах с местными диссидентами, но этого явно недостаточно, чтобы упечь драматурга далеко и надолго. Поэтому богемное обиталище Дреймана ставят на круглосуточную прослушку. Непосредственным исполнителем операции «Лазло» (в разведке, видимо, принято давать имена всем мероприятиям) назначают опытного служаку,
преданного партийца капитана Вислера.
Известный анекдот утверждает, что самое дорогое (в смысле стоимости и изысканности) удовольствие - наблюдать за наблюдателем. Вот это-то удовольствие и представляет зрителю картина.
Мы видим как наблюдение за жизнью «других» постепенно меняет капитана. Он всё больше осознаёт, что жизнь его пуста и никчемна, идеалы, которым он преданно служил - лишь иллюзия. Наверное, в случае с Вислером, можно говорить о катарсисе в классическом, аристотелевском, понимании.
«Жизнь других» является практически антиподом российских картин на примерно ту же тематику. Почти все российские ленты исторической тематики - этакие антонимы советской пропаганды. Яркий пример - «Мы из Кронштадта» (1936 г.)- «Адмиралъ» (2008 г.). Думаю аналогии понятны (я говорю, естественно, не о сюжетных противопоставлениях а о ролевых). В абсолютном большинстве всех просмотренных мною современных отечественных фильмах (и американских о советской истории, кстати, тоже, что символизирует…) о советском прошлом наличествует кровавая гэбня, кровожадная советская армия, менты-оборотни в погонах и т. д. Пострадавшей стороной, как правило, выступают представители белого движения, диссиденты и т. д. Я не хочу сказать, что ничего такого не было. Я хочу сказать, что не может быть всё так однозначно, как пытаются нам представить. И поэтому российские картины ущербны - они не имеют отношения к киноискусству, как не является, по моему мнению, искусством пропаганда и PR.
Немецкая же лента, о которой идёт речь, на удивление спокойна. В ней нет расстрелянных, убитых и растерзанных. Даже во время допроса в застенках «Штази» Кристе-Марии никто не влепил ни единой пощёчины. Из фильма можно сделать вывод - в «Штази» умели работать чисто, без шума и пыли. Профессионалы, в общем.
Тем не менее, «Жизнь других» - это трагедия. Только трагизм заключается далеко не во внешних эффектах и не в показушном накале страстей. Он здесь тонкий, внутренний, оставляющий зрителю пространство для домысливания, для определённой душевной работы.
В фильме меня поразил ещё один момент. Фактологического плана. То, о чём я не знал. Оказывается, после распада ГДР и объединения Германии из здания «Штази» сделали музей «Штази». Туда может прийти любой желающий и посмотреть кто и какие доносы клепал на него. Ознакомиться со всеми материалами о себе, узнать имена агентов. Более того, «Штази» официально была признана преступной организацией и все кто работал в ней более не могут занимать государственные должности. Тот же Вислер, например, по окончании истории работает почтальоном. Не думаю, что это был его принципиальный осознанный выбор.
Невольно проецируешь это всё на Россию. На то кто кем был и кто кем стал. Невольно возникает вопрос «а почему у нас не так?» и т. п.
Резюмируя, скажу, что если считаете себя ценителем кино, «Жизнь других» к просмотру просто обязательна. Любители же экшена, скорее всего, не оценят.