Я всегда хотел делать что-то креативное. Я даже верил, что креативность - нечто магическое и генетически заложенное. В возрасте 8 лет я начал пробовать себя в искусстве, пытаясь понять, есть ли во мне это.
В конце концов, я стал журналистом. Много лет я рассказывал истории других людей. Я был успешным, но редко чувствовал себя по-настоящему креативным. В середине 1990-х я впервые понял, что обманывал себя. Во время, когда я писал книгу "То, что на самом деле имеет значение: Поиск Мудрости в Америки", я посетил пятидневный семинар по рисованию, который вела Бетти Эдвард, автор книги "Рисуем Правой Долей Головного Мозга".
Когда Эдвардс изучила мой автопортрет, который я нарисовал в первый день, она засмеялась. Мое артистическое развитие, сказала она мне мягко, остановилось где-то в возрасте шести лет. И это произошло не из-за отсутствия способностей, скорее из-за воспитания.
С ранних лет нас учили развивать логические, языковые и рациональные способности левого полушария нашего мозга, которое отвечает за достижение целейи решение задач.
С помощью левого полушария мы даем имена различным предметам, чтобы упростить их. Один нос похож на другой, поэтому, к примеру, когда нас просили нарисовать нос, мы воспроизводили образ "носа", который хранился в нашей памяти.
Правое полушарие, напротив, более визуально. С его помощью мы можем видеть мир лучше и глубже, во всей его красоте и богатстве. Если вы научитесь им пользоваться, сказала нам Эдвардс, то рисование - образно выражаясь - будет как
бриз.
К пятому дню я смог нарисовать автопортрет, на котором, без сомнения, был изображен именно я; выглядело все, к моему удивлению, довольно реалистично.Через несколько месяцев тренировок я мог мастерски, и даже экспрессивно,
нарисовать свой портрет. Так началось мое эффективное изучение совершенно нового и невербального языка.
Но как же все это связано с креативностью?
Больше десяти лет назад я сменил профессию и начал сотрудничать со спортивным психологом чтобы определить, что заставляет людей жить на максимуме своих возможностей. В течение многих лет сотрудничества с другими коллегами я
использовал эти идеи и стратегии в учебном плане, который моя компания внедряет в различные корпорации,
правительственные агентства, школы, госпитали и общественные организации.
Наш план основан на серии универсальных принципов, поддерживаемых современной наукой. Он также содержит мои идеи о том, как сделать работу более продуктивной, устойчивой и удовлетворительной.
Для воспитания и поддержания моей креативности я следовал определенному процессу и, как мне кажется, любой может поступить также. За последние сто лет исследователи достигли удивительного единодушия о предсказуемых стадиях креативного мышления. Бетти Эдвардс первая, кто указал мне на то, что эти стадии связаны с правым и левым полушариями мозга:
1. Насыщение: Когда проблема или креативная задача установлена, начинает действовать левое полушарие, которое требует понимания и осознания того, что уже известно. Любой креативный прорыв неизбежно основан на том, что
было известно ранее. Для художника это может быть изучение картин признанных мастеров. Для меня - внимательное чтение, сортировка, оценка, организация приоритетов.
2. Инкубация: Вторая стадия креативности начинается, когда мы уходим от проблемы, особенно когда левое полушарие не может ее решить. Инкубация - обдумывание информации, часто бессознательное. Интенсивное упражнение может
помочь переключиться на правое полушарие с целью решения проблемы. После 90 минут написания текста, к примеру, лучше пробежки для меня в этом отношении ничего нет.
3. Освещение: Моменты откровения, спонтанные и интуитивные, характеризуют третью стадию креативности. Вспомни, где тебя настигают лучшие идеи? Позволю себе предположить, что не на рабочем месте или не тогда, когда ты очень стараешься думать креативно. Случается это либо когда твое левое полушарие отдыхает и ты занимаешься чем-то отвлеченным в спортзале, в душе, за рулем или во время сна.
4. Проверка: Финальная стадия креативности управляется левым полушарием. Эта стадия подразумевает оспаривание того, к чему ты уже пришел. Ученые занимаются этим в лабораториях. Художники - на полотнах. Писатели - в переводе образов в слова.
Первый шаг к воспитанию креативности заключается в понимании того, как она работает. Я обнаружил стадии, часто разворачивающиеся в непредсказуемой последовательности, и заключенные одна в другую. Думая о них я могу определить на какой стадии я нахожусь, а также как достичь поставленной цели.
В конце концов, креативность зависит от нашего умения задействовать мозг целиком, левое и правое полушария, активность и отдых. Это, кстати, хорошая установка для жизни.
А вот
19 креатив-хаков для улучшения работы мозга